Оставив ненадолго свою Прасковью в Подмосковье, к нам в Сельский Лекторий бывшего и широко забытого общества "Знание" со своей откровенной двухдневной лекцией приехал видный дилетант в ДЖАЗЕ, ведущий замечательного разнопланового канала ЛИТЕРА "Б", поэт Евгений БАЮРИН.
Прошу маэстро выйти из тени!
На правах любителя музыки, и музыки разной по стилям, искренне заявляю – я дилетант по ДЖАЗУ. И, тем не менее, я с большим уважением и любовью отношусь к этому направлению в музыке. Статья о Джазе «созревала» давно. Сперва это были коротенькие наброски, затем они складывались в черновики, и наконец совсем недавно я набрался мужества и решил закончить свою дилетантскую статью...
Итак, (вдыхаю полную грудь воздуха, и на выдохе стараюсь не закашлять), ПОЕХАЛИ:
Человек, откровенно заявляющий мне о том, что он не любит ДЖАЗ – либо глухой напрочь, либо музыка, как таковая, ему безразлична. Ведь Джаз повсюду! Многие современные стили просто не смогли бы существовать, если бы не зародилось тогда, ещё в самом начале двадцатого века, это движение.
Впитав в себя остроту БЛЮЗА, темперамент РЭГТАЙМА и напевность ФОЛКА, рождение жанра заявило о себе всему миру. И поныне, Джаз является неотъемлемой частью современной музыки. А если уж взять все его нынешние поджанры, то для остальных стилей останется очень мало места.
Говорят, что с возрастом очень хочется умничать. Вероятно это так, и я не являюсь исключением. Ведь если постараться мысленно вернуться лет на двадцать пять/ тридцать назад, то у меня и в самых смелых мыслях не появилась бы подобная статья.
Какой там ДЖАЗ? Голова, напрочь отбитая грайндкором и дэт-металом, с большим удовольствием впитывала зарождающийся тогда грув-метал (в частности, в лице американской хэви-метал-группы Рantera). Бурная молодость, воспитанная на металлическом «рубилове», восторгание лишь зубодробительными ритмами и гитарным дисторшн – вот что селилось тогда в мозгах молодого парня из Подмосковья. К примеру, вот такая мощная "Любовь", вспыхнувшая, как испепеляющий огонь, на самом продаваемом альбоме группы "Vulgar Display of Power/ Вульгарная демонстрация силы" образца 1992 года.
Ровно 30 лет "с тех пор как я люблю тебя"!
Но два фактора сыграли немаловажную роль в 1996 году, и перевернули с ног на голову всё моё отношение к музыке.
ПЕРВЫЙ из факторов – несчастный случай и черепно-мозговая травма (не было бы счастья, да несчастье помогло). В «бестолковке» тогда произошли изменения, и обладатель этой головы заимел возможность слушать музыку несколько иначе. В мозгах что-то переключилось, и вот нету уже того кошмарного месива, называемого грайндкором, а есть возможность услышать звучание каждого инструмента по-отдельности. И именно тогда я погрузился в мир музыки настолько сильно, что стал выискивать в ней что-то большее, нежели барабанный бласт-бит и гитарный фузз.
ВТОРОЙ фактор, изменивший моё сознание – мой двоюродный брат. Будучи старше меня на добрый десяток лет, он давно уже пробежал весь путь от хеви и панк-рока, и начал искать МУЗЫКУ для себя, среди всего многообразия звуков. С брательником мы виделись редко, и причина была вовсе не в нежелании встреч. Просто он давно уже проживал в городе на Неве, а я всё также мотался по просторам Подмосковья, и большую часть времени проводил в столице. Но заезживал иногда и в Питер, и конечно же заскакивал в гости к брату. И если в прошлую нашу встречу ему удалось каким-то образом «подсадить» меня на блюз-рок, то летом 1996-го он меня просто ошарашил ДЖАЗОМ.
К тому моменту я уже не зацикливался на одном метале, впрочем, и раньше мои музыкальные вкусы не были столь ограничены, но погружение в мир ДЖАЗА было равно прыжку с нераскрывшимся парашютом. У меня захватило дух, в прямом смысле этого слова. И то, что я услышал тогда, меня потрясло до глубины души.
Пора уже рассказать, что же тогда поставил для прослушки мой двоюродный брательник...
Никого не удивлю я тем, что прямо и честно скажу – это был Луи АРМСТРОНГ. Но не тот, который уже получивший множество премий и признаний благодаря своей бессмертной «Hello, Dolly», а тот Армстронг, находившийся ещё в студийном составе «Hot Five», который в начале своей карьеры выдавал на корнете такое, что захватывало дух.
Когда Луи отказался от корнета и перешёл на трубу, в его музыке также произошли изменения. Наступившая эра биг-бэндов заставила мэтра больше концентрироваться на популярной sweet music.
В 1929 году Армстронг перебрался в Нью-Йорк. Новое веяние моды и смена места жительства повлияли и на само творчество музыканта. Но даже и тогда в популярную танцевальную музыку он привнёс свою яркую индивидуальную манеру.
На этом интригующем месте (а что же было дальше?) я предлагаю сделать небольшой перерыв.
Когда я ещё попаду в Царское Село!? Надо бы совершить ознакомительный вояж: посмотреть Янтарную Комнату да Агатовы Комнаты. Не мешало бы увидеть и Тронный с Лионским Залом!
В общем, ДО ЗАВТРА, джазмены и джазвумены! (с) 25.10.2022 Е. Баюрин