Найти тему
АНО "КПЦ "МАРС"

О том, как любить искусство в себе. Александр Кагарлицкий.

Оглавление

Сегодня у нас интервью с режиссёром, педагогом и поэтом - Александром Кагарлицким! Очень интересно узнать о жизни людей, чей путь уже долгие годы неотступно связан с творчеством. Интервью ниже!

В каком возрасте и почему вы приняли решение связать свою жизнь с искусством?

Поскольку я вырос в семье далёкой от профессий, связанных с искусством, постольку это самое искусство
я в детском и юношеском возрасте воспринимал достаточно утилитарно. Мне хотелось актёрствовать, как я это понимал тогда, но у меня был дефект речи, который не позволял мне этим заниматься, даже в школьной самодеятельности. Ни о какой режиссуре я тогда и не помышлял, да и, честно говоря, плохо представлял себе,
что это такое. Когда после школы я благополучно провалил экзамен в пединститут, то пошёл работать учеником
электромеханика по счётно-вычислительным машинам. И так сложилось, что проработал я на этом поприще аж 12 лет, став специалистом 6-го разряда — самый высокий разряд в производственной сетке.

-2

С какими сложностями в профессии вы сталкивались в юном возрасте и как удавалось их преодолевать?

Примерно в 21 год я пришёл в логопедический центр, где в течение нескольких месяцев мне исправляли мой речевой недостаток,- к тому времени моё желание играть на сцене овладело мной окончательно, пусть в самодеятельности,- но играть! Постепенно всё выправилось, я начал заниматься в любительской театральной студии и стал поступать в театральные ВУЗы. Но, во-первых, у меня был на тот период уже возраст, а на актёрские специальности на возраст очень смотрят, а во-вторых, у меня не было человека, который помог бы мне с репертуаром, подсказал… Короче говоря, никуда я не поступил и продолжал каждый вечер приходить на занятия в студию, а днём крутить гайки. Так продолжалось до 1984 года, когда я отчаявшись связать свою жизнь с профессиональной сценой, «прыгнул в последний, уходящий вагон» и поступил в МГИК ( институт культуры ) на режиссёрский факультет к профессору, н.а.БССР Ю.Б.Щербакову. И вот это был тот счастливый билет, который определил и сформировал! Уникальный педагог, замечательный режиссёр и потрясающий человек — Юрий Борисович за одну сессию так объяснил, показал и влюбил в режиссуру, что я по сей день, а прошло времени немало, часто его вспоминаю, теперь уже в своей работе со студентами!

Что вас вдохновляет на написание стихотворений?

Если говорить о написании стихотворений, то надо заметить следующее. Стихотворения, в обычном понимании, представляют собой в основном лирику. Лирика — это вещь исповедальная, искренняя. Не обязательно любовная, даже гражданская предполагает то, что автор открывает и обнажает свои собственные чувства, мысли, а иначе это
не имеет отношения к поэзии, а называется графоманством. Не каждый готов на такую публичную исповедальность,
поэтому существует поэтическая ветвь, которую можно назвать сатирической, юмористической, иронической, где автор, прячась за маску иронии, юмора, говорит не о личных «болевых точках», а о проблемах, ситуациях, положениях, имеющих место быть вовне. А тем подобных вокруг нас — море, только успевай записывать!

-3

Работа со студентами - что в этом процессе для себя определяете самой важной задачей?

Научить их тому, заложить в них то, чтобы они в своей работе всегда могли отделять «зёрна от плевел»! Попробую объяснить. Когда-то К.С.Станиславский, определяя стратегию театра, сформулировал:» Жизнь человеческого духа, выраженная в прекрасной сценической форме» К сожалению сейчас мы видим очень много «прекрасной сценической формы», а вот жизнь человеческого духа — всё меньше и меньше. А это и есть главное и основное в русском психологическом театре, театре Островского, Чехова, Сухово-Кобылина, Шекспира, Мольера… Если мне удаётся научить студентов «копать в глубь», а не подменять этот сложный, трудный, но по-настоящему творческий и актёрский процесс внешними манкими постановочными кунштюками, то очевидно это и является моей главной и важной задачей как педагога.

Кто из современных актёров, по вашему мнению, является достойным примером для творческой молодёжи?

Тут, мне кажется, важно обратить внимание не на степень таланта и одарённости того или иного актёра, современного или же из прошлых лет, так как эти самые «талант и одарённость» тебе даны от рождения и твоей в том заслуги нет. А настоящим примером может стать каждодневный труд и преодоление собственных недугов, чтобы иметь право и возможность заниматься этим видом искусства. И.Н.Певцов от рождения сильно заикался, но силой воли и огромным трудолюбием сумел побороть эту препону и стать одним из ведущих актёров Санкт-Петербурга, ( его можно увидеть в фильме «Чапаев» в роли полковника Дрознина ), Или А.А.Остужев, потерявший слух, но продолжавший долгое время блистать на сцене Малого театра в главных ролях! Чтобы существовать в ансамбле с партнёрами, он учил не только свой текст, но и весь текст 3-х актовой пьесы Шекспира, дабы по губам понимать чужие реплики! Вот такие актёры, на мой взгляд, и являются примером! Вот о них я рассказываю своим студентам!

Поделитесь своими творческими планами на предстоящий год.

Что касаемо стишков, то будут появляться по мере того, как… А со студентами планы хорошие. Так как я с ними занимаюсь художественным словом, а их 4 курса, на некоторых курсах ещё и по две группы, то, как вы понимаете, скучать некогда. С первым - во втором полугодии будем делать «Айболита» на базе скороговорок и тренировочных слогов, которые они осваивают на первой сессии. Со вторым будем работать над воспоминаниями фронтовиков Великой Отечественной войны — рассказы от первого лица. Третий курс — стихи. Золотой век, Серебряный и советские поэты. А с четвёртым — литературный показ по рассказам М.М.Зощенко. Если будете приглашать, то с удовольствием приму участие в программах «Марс»

Что вы хотите пожелать своим студентам и всей творческой молодёжи, читающей ваше интервью?

Опять же, обращусь к К.С.Станиславскому, который говорил:» Любите искусство в себе, а не себя в искусстве!»
Больше читайте, ходите в музеи и на выставки, оттачивайте свой художественный вкус — пригодится!