Танк Т-72 сошел с конвейера в 1973 году. По меркам своего времени это была совершенная боевая машина, способная решать самые разные задачи. Но время идет, задачи меняются, как и средства для победы над противником.
Модернизация танков позволяет сохранить их актуальность без масштабной переделки. Одной из таких модернизированных версий является Т-72Б, отлично зарекомендовавший себя во время афганской войны.
американский вид
Некоторые государства любят изучать военную технику других стран. Особенно, если эти страны имеют статус "вероятного противника". Американские эксперты всегда были добры к нашим мыслям. Уже в 1943 году Т-34 внимательно изучили и вынесли вердикт — идеальное сочетание простоты конструкции и боевой мощи. Да, танк не был "абсолютным оружием", но выпускался в больших количествах и имел отличные характеристики.
В руки американских специалистов попал и Т-72. Разобрав машину, техники признали, что она хороша, но революционных нововведений не было. Несколько иначе обстояло дело с модификацией Т-72Б, появившейся через 12 лет после выпуска исходной модели.
Проблемы с броней
В начале восьмидесятых годов прошлого века военные конструкторы бились над проблемой защиты брони от кумулятивных пуль. Этот новый тип боеприпасов буквально прожигал и толстую броню. Дополнительное накопление стали на корпусе не имело смысла, так как это резко снижало ходовые качества танка, лишало его маневренности и влекло за собой риск завязнуть в грунте из-за веса.
Американским инженерам пришла в голову следующая идея — создать многослойную башню, где листы якоря будут чередоваться со слоями воздуха и резины. Специалисты уже несколько лет призывают к детальному изучению технологии.
Что поразило американцев?
Как раз тогда в руки американских военных попал танк Т-72Б, видимо, перехваченный в Афганистане. Каково же было удивление военных техников, когда они увидели, что русские уже реализовали еще не проработанную ими в деталях идею.
Модификация Т-72Б отличается особой конструкцией башни. Его броня состоит из нескольких слоев стали, светоотражающего материала, резины и воздушных промежутков между ними. При таком подходе кумулятивный пучок просто исчезает и теряет свои вредные свойства. Так получилось, что советские конструкторы на несколько лет опередили американских.