Найти в Дзене
Личность и стиль

Что делать, если у вас якобы совсем-совсем нет вкуса

Оглавление

О, это кошмарное слово, "вкус"! Оно служит последним аргументом в борьбе за возможность выполнять или не выполнять советы! Особенно в интернете: "У неё совсем нет вкуса!", "На мой вкус, это вызывающе!", "На себя посмотри!"

От апелляций ко вкусу до ругани один шаг. И всегда очень обидно, когда про кого-то говорят, что у него вроде как вкус есть, а у тебя-то нет. Ну, или кто-то приходит в белом пальто и начинает сверять то, что вас радует, будь то новое свитер или кабачковая икра, со своими вкусами.

Когда кто-то пришел и заклеймил дурным вкусом что-то дорогое для вас, появляется целый веер смешанных чувств:

  • Печаль. "Кончилась эпоха: теперь нельзя этого делать, потому что раз МарьИвановна сказала, что у меня дурной вкус, значит, другие так тихо думают. Придется переключиться на что-то другое. Но вот на что?"
  • Страх. "Раз уж другие тоже тихо думают, что у меня со вкусом не очень, то наверняка дела мои плохи. Никому нельзя доверять."
  • Злость. "Да дались же кому-то мои туфли, или пальто, или кабачковая икра! На себя пусть посмотрят!"

Особенно эти переживания трудно даются тем, кто не вырос из семьи и всю жизнь себя ощущает маленьким, ищет везде родительскую фигуру, большую и добрую, которая скажет, что хорошо, а что плохо. И что делать надо. И в то же время понимает себя как такую иерархическую фигуру по отношению к тем, кто моложе, беднее, меньше знает и так далее. Параметр может быть произвольный, и всегда можно найти повод, чтобы дать совет.

Но это всё фантомы.

Не спешите выбрасывать ни новое пальто, ни "эти ужасные туфли", ни икру в баночке.

Вкус - это понятие исключительно социальное, которое касается ограниченных групп и однородных сообществ. В ХХ веке, когда мода стала демократичной, а границы между группами неочевидными, оно утратило универсальность, превратившись изменчивую и трудноотслеживаемую категорию. Теперь маркетинговые агентства стали вынуждены оплачивать исследования вкуса людей, которые различаются не только по доходам и возрасту, но и по этническому, культурному, религиозному опыту, чтобы понять, как вообще развиваются привычные для них образы.

Когда вы смотрите в блогах стилистов материалы вроде "устарело/база/тренд", то вы видите не только примеры каких-то острых новинок. Нет. Там, где "устарело", скорее всего, будет пример одежды, которая до сих пор производится, продается и активно покупается весьма обширной группой людей, которая отлично себя чувствует и в ус не дует над этими вашими трендами. И в то же время там, где "тренд", пример вкуса совершенно другой группы, которая сильно отличается от первой, и обладает абсолютно другим опытом, целями, желаниями.

Итак, вкус -- это никогда не универсальная категория. Она отражает вашу принадлежность к группе, которую вы считаете своей, и всё, что для неё хорошо и дорого.

Можно ли привить вкус?

Как универсальную категорию, мне кажется, это сделать почти невозможно. Вкус - он живой и теплый. Когда женщина выбирает приталенное платье и туфельки на каблуках, она выбирает не их, а образы своей красивой мамы, бабушки, потрясающе жизнелюбивых тёть, любимых преподавательниц и соседок, которыми она восхищалась в детстве и в юности. Когда мужчина выбирает вместо модельной обуви треккинговые ботинки, а вместо пальто брезентовую парку, он снова прикасается к ощущению собственной силы в трёх днях похода, в которые он ходил с папой или с дедом, со всем своим классом, а там жгли костёр, пекли картошку и всё было хорошо. Там было понятно, что природа - друг, с которым можно поладить.

Вкус вы проявляете каждый день не только в выборе одежды, но и обустройстве жилища, покупке продуктов на обед, воспитании собственных детей, поездках, досуге и так далее. Скорее всего, главным ограничивающим фактором будет уровень дохода, но когда люди начинают поглядвать за пределы собственной привычной группы в поисках варианта подрасти по доходам и приключениям, они находят хитрые пути обхода этой границы.

Можно до определенной степени воспитать чувствительность к ценностям и теплоте других групп, этакую способность поставить себя на место другого. Это достигается мягким воспитанием, гуманитарной направленностью, удовольствием смотреть кино, читать книги, рассматривать живопись. И, конечно, ездить в другие страны, глядя на местный способ жить без осуждения, но и без восхищения - понимая, что на образ жизни здесь сильно влияет множество факторов.

Как развивать вкус?

Во-первых, осознать, что ваш выбор как одежды и образов, так и множества других вещей обусловлен сотней факторов. Буквально пересчитать, что общего у вас, ваших родных и у ваших друзей, с которыми вы делаете примерно один и тот же выбор каждый день и общением с которыми вы довольны. Вы родились и выросли в одной местности? У вас близкий уровень образования? Вы привыкли жить в рамках таких-то доходов? Как относитесь к любви? Что главнее, материальное или идеальное? Что, с вашей точки зрения, вообще происходит в мире?

Ответы на эти и множество других вопросов, которые вы посчитаете для себя ключевыми, во многом приоткроют завесу тайны над тем, почему вы выбираете такой образ. И, что важно, вы увидите множество незнакомых вам, но похожих на вас людей. А ещё множество людей, которые на вас похожи быть не могут, как ни старайся, но всё же с жизнью со своей вполне справляются и даже ей рады.

Во-вторых, развивая вкус, вы не то чтобы будете претендовать на универсальность. Скорее, вы будете потихоньку расширять границы приемлемого для вас за счет знакомства со вкусами других групп. Сначала вам это будет казаться диким и ненужным. А потом, как распробуете, появляется эффект "за уши не оттащишь".

Как правило, проще всего знакомиться со вкусами групп по принципу смежности с вашей. Именно поэтому легче приживаются новинки от друзей. Знакомые начали ездить за границу, и вы тоже. Все сели за руль или наоборот продали машины и пересели на такси, и вы тоже видите, что это рационально. Отказались праздновать свадьбы или наоборот стали заказывать огромные торжества, вам тоже захотелось. Ваша подруга поменяла стиль, и вы тоже увидели в непривычных фасонах какой-то цимес.

Ещё легче знакомиться с новым, если вы влюбились! Потому что механизм яркой влюбленности чаще всего запускается на основе идентичности, то есть, ощущения, что вы с этим человеком давно как родные. Месяца через 3-4 морок проходит, и вы видите, насколько ошибались. Но за это время успеваете перепробовать кучу несвойственных для себя вещей и сильно обогатить свою биографию.

Также прекрасный механизм развития вкуса это хобби. Когда скромная бухгалтерша берет фотоаппарат и учится делать прекрасные снимки, а суровый технарь вдруг понимает, что в театре всё же что-то есть, это похоже на влюблённость. И вслед за этим начинают прорастать и эстетические следы: люди начинают делать иной, более сложный и осознанный выбор в своих повседневных делах, чем прежде. И также развивается их стиль, образы становятся сложнее.

В-третьих, единственный критерий хорошего вкуса, это ваша способность строить здоровые связи с другими людьми и получать удовольствие от времени, в которое живете. Если вы можете войти в интересное вам место (например, какой-нибудь дворец или важный музей, офис и т.д.) и чувствовать там себя, как рыба в воде, значит, всё в порядке.

Любите, дружите, наслаждайтесь! Ищите то качество жизни, которое обогатит вашу душу и подарит новые прекрасные знакомства!

У вас не может не быть вкуса. Если вас окружают дорогие вам люди, если вам интересно жить и если вы умеете создавать для себя комфорт, у вас уже всё отлично!

Если вы чувствуете, что ваш вкус вас ограничивает, что вам неудобно сталкиваться с людьми, которые вас интересуют, или что вы не в своей тарелке, когда заходите в важные почему-то для вас места, это повод поработать со стилистом. Он посмотрит на проблему сторонним взглядом, начертит самый короткий маршрут от того, что привычно для вас сейчас, до того, что вас интересует, и подскажет, на чем можно сэкономить. Именно здесь получается тот самый случай, когда стиль помогает расти не только внутренне, но и в жизни, получая возможность быстрее завязать интересные знакомства, войти через собеседования в классные компания и обогатить свою биографию событиями, о которых вы и мечтать стеснялись.

А я желаю вам быть счастливыми, любимыми и реализованными! Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь идеями в комментариях. Если вы готовы поработать со мной как со стилистом, контакты в профиле канала и под фото ниже))

Алена Калистратова. Стилист, исследователь моды. Контакты и услуги: https://alenakalistratova.ru Запись на консультацию:Watsapp/Telegram +79601939949
Алена Калистратова. Стилист, исследователь моды. Контакты и услуги: https://alenakalistratova.ru Запись на консультацию:Watsapp/Telegram +79601939949