Собственно девять лет назад в одной из первых записей в моем Живом журнале была приведена информация из Журнала боевых действий 124-й танковой бригады о танке КВ-1 лейтенанта Кузнецова, который 8 октября 1941 года должен был возглавлять колонну бригады в ходе движения по Петергофском шоссе.
Однако «...направляющий танк лейтенанта Кузнецова сбился с маршрута и ушел влево на Лигово. О дальнейших его действиях до сих пор ничего неизвестно».
Соответственно с 2013 года интересующиеся темой пытались установить личность этого лейтенанта Кузнецова и пролить, так сказать, свет на его судьбу и судьбу его экипажа.
Долгое время особо продвинутся по этой теме не удавалось. И только размещение два года назад на сайте Память народа сведений из учетно-послужной картотеки ЦАМО РФ помогло продвинуть эту историю, а не так давно добрые люди, за что им еще раз большое спасибо, поделились информацией из документов за подписью командира 124-й танковой бригады полковника Родина, которая позволила закрыть этот вопрос.
На снимке для привлечения внимания запечатлен танк КВ-1 с "упрощенной башней" завода №371, который на профильной странице сайта учтен под № 4. С момента появления вышеуказанных подробностей считалось, что это и есть "свернувший не туда" направляющий танк лейтенанта Кузнецова из разведывательного дозора 124-го танкового полка. Его снимки ведь неоднократно подписывались как Урицк. И нужная датировка 8-м октября 1941 года также имелась в наличии.
И только в 2020 году появились сомнения на этот счет. На основе сопоставления сведений из разных источников теперь считается, что этот КВ-1 с большой вероятностью мог принадлежать 51-му отдельному танковому батальону, а его командиром был комиссар одной из рот этого батальона младший политрук Николаев.
Итак, сразу надо обозначить такой момент, который, в общем, был обозначен еще 2013 году, но, как оказалось, не все это заметили. Сведений от судьбе лейтенанта Кузнецова и его экипажа в штабе 124-й танковой бригады не имелось по состоянию на 12 октября 1941 года.
Именно этой датой датирован отчет начальника штаба 124-й танковой бригады для командования Ленинградского фронта по итогам боев 124-й ТБР за 8 - 10 октября 1941 года. Этот же отчет без изменений приведен и в Журнале боевых действий бригады за соответствующий период.
Позже сведения о судьбе лейтенанта Кузнецова появились и, поэтому он не был учтен в списках пропавших без вести в тех боях танкистов бригады.
По сведениям из документов 124-й ТБР по личному составу всего в начале октября 1941 года в 124-м танковом полку 124-й ТБР служило четыре танкиста по фамилии Кузнецов, из них три офицера - один лейтенант и два младших лейтенанта. Единственным подходящим по званию кандидатом был командир танка лейтенант Кузнецов Николай Федорович.
Ниже приведен фотоснимок лейтенанта Кузнецова из учетно-послужной картотеки ЦАМО РФ, которая ныне доступна на сайте Память народа. Фотография сделана в 1940 году в его бытность курсантом Минского пехотного училища.
Кроме соответствия звания, лейтенант Кузнецов Николай Федорович был единственным командиром танка КВ-1, который в приказе командира 124-й танковой бригады полковника Родина от 4 октября 1941 года «...допускался к исполнению должности» командира танка 124-го танкового полка.
Начинал же лейтенант Кузнецов Николай Федорович свою карьеру танкиста в мае 1941 года в Ленинграде. 15 мая 1941 года он, будучи командиром стрелкового либо курсантского взвода одной из частей в городе Бобруйск (ЗапОВО), был зачислен в списки слушателей трехмесячного сбора по подготовке командиров танковых взводов легких танков на ЛКБТКУКС.
В дальнейшем переведен для обучения на командира тяжелого танка КВ, а по завершению программы подготовки направлен в 22-й отдельный учебный танковый батальон на ЛКЗ.
Лишь 13 сентября 1941 года лейтенант Кузнецов вместе со своим танком с заводским номером М-5167 в составе маршевой роты старшего лейтенанта Мошкова выбыл на укомплектование 124-й танковой бригады.
Напомню, что все семь танков этой маршевой роты были укомплектованы моторами М-17Т. Поэтому уже в конце месяца их частично вернули на завод для замены двигателей на В-2К, а частично передали в 12-й запасной танковый полк. Танк с заводским номером М-5167 ушел в 12-й ЗТП, а вот его командир лейтенант Кузнецов остался в 124-й танковой бригаде.
Сам же лейтенант Кузнецов, вероятно, получил под свое командование один из новых либо ремонтных танков, которые прибыли в бригаду в начале октября 1941 года. По его заводскому номеру и составу экипажа пока у меня точных сведений нет.
С "пропажи" этого танка 8 октября 1941 года собственно и начались бои 124-й танковой бригады на Петергофском шоссе. В 4 часа 8 октября 1941 года, т.е. фактически еще ночью, «...направляющий танк лейтенанта Кузнецова сбился с маршрута и ушел влево на Лигово. О дальнейших его действиях до сих пор ничего неизвестно».
Точно о дальнейших действиях этого танка неизвестно и сейчас, а вот его командир лейтенант Кузнецов Николай Федорович 10 октября 1941 года оказался в госпитале с тяжелым ранением, которое он получил в боях под Урицком. В госпитале он находился до самого конца 1941 года и по излечении был отправлен в 12-й запасной танковый полк.
В дальнейшей его боевой биографии пока присутствуют белые пятна. Однако известно, что в феврале - марте 1942 года лейтенант Кузнецов продолжал оставаться в 12-м ЗТП.
Вновь в документах, которые ныне доступны на сайте Память народа, уже гвардии старший лейтенант Кузнецов появляется только в конце июля 1942 года уже в составе 7-й гвардейской танковой бригады Волховского фронта.
27 июля 1942 года на укомплектование этой бригады прибыло 16 танков КВ и одной из танковых рот на этих танках был назначен командовать гвардии старший лейтенант Кузнецов. В начале августа он отличился в боях под Киришами и был награжден орденом Красной звезды.
В ноябре - декабре 1942 года уцелевшие танки КВ 7-й гвардейской танковой бригады вместе с экипажами были сданы в 185-ю танковую бригаду и 32-й отдельный гвардейский танковый полк прорыва, но командир роты гвардии старший лейтенант Кузнецов остался служить в 7-й ГТБР.
В феврале 1943 года 7-я гвардейская танковая бригада приняла участие в так называемой Смердынской операции войск 54-й армии Волховского фронта.
К сожалению, исход этой операции для частей 54-й армии был не очень удачен. Продвижение было незначительным, а части 58-й стрелковой бригады, которые были усилены танками 7-й ГТБР были окружены противником. И вот этими танками усиления командовал командир танковой роты 2-го танкового батальона гвардии капитан Кузнецов.
В ночь на 21 февраля 1943 года окруженные подразделения пошли на прорыв, однако танкистам из группы капитана Кузнецова прорваться не удалось и его судьба вновь долгое время оставалась неизвестной (ОБД Мемориал). Впоследствии выяснилось, что гвардии капитан Кузнецов Николай Федорович попал в плен 22 февраля 1943 года. В 1945 году он был освобожден, прошел проверку и демобилизован.
В прошлом году на сайт Память народа начали выкладывать информацию из документов (картотек) военкоматов о потерях, призыве и демобилизации личного состава Красной армии в годы войны. В этих сведениях по офицерскому составу иногда встречаются и фотоснимки.
Собственно выше приведен послевоенный фотоснимок гвардии капитана Кузнецова Николая Федоровича из документов Саратовского горвоенкомата.
В записи из военкомата по капитану Кузнецову стоит дата выбытия - 4 ноября 2010 года. Если эта дата выбытия соответствует дате его смерти, то Кузнецов Николай Федорович был, возможно, последним из оставшихся в живых танкистов 124-й танковой бригады, которые участвовали в боях 8 - 10 октября 1941 года на Петергофском шоссе.
Вот такая история командира танка КВ, который свернул не туда. Белых пятен в ней, к сожалению, пока хватает, так что подписка, исправления и дополнения приветствуются.
Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/227113.html).
Список источников:
1. Сайт Тяжелые танки КВ (kv1ehkranami.narod.ru);
2. Документы 124-й танковой бригады ( ЦАМО РФ, сайт Память народа, ОБД Мемориал).