Мой старый знакомый Антон Чиж продолжает удивлять и меня, его поклонника, и других фанатов качественной детективной литературы. Казалось, он прочно и удачно врос с корнями в прошлое отечественного сыска. Что в Санкт-Петербурге, что в Москве. Но беспокойное и горячее сердце писателя не дает ему возможности передохнуть, сделать остановку, чтобы оглядеться окрест и сменить направление для развлечения читающей публики. Даже в условиях жестких ограничений, вызванных одним нахальным вирусом, господин Чиж ловко и своеобразно использовал ситуацию пандемии для того, чтобы в очередной раз заставить читателей на одном дыхании проглотить сборник про трех современных девиц, оказавшихся в тисках cоvid-19.
А воспомнил я об этой книжке («Трое в карантине»), потому что одна из ее героинь добралась-таки до родного Отечества и стала главной героиней очередного текста Антона Чижа.
На сей раз именитый автор солирует самостоятельно в отличие от предыдущего опуса, сочиненного в содружестве с его коллегами женского пола. Есть и еще одно – личное – обстоятельство, которое для меня выглядит весьма притягательным. Автор запутывает нити криминальной фабулы в причудливо-кокетливом мире петербургской театральной богемы. Напишу больше: большинство персонажей романа «Не бойся желаний» имеют непосредственное отношение к некоему театральному вузу на невских берегах. Имеем к нему отношение и мы на пару с Антоном Чижом. Хотя, как мудро предваряет текст автор, все совпадения случайны, а возможные «переклички» с реальными персонами есть всего лишь плод читательского воображения и ложной памяти.
Итак, некая аспирантка Варвара Ванзарова (узнаете фамилию?!) сначала оказывается втянутой в занятия спиритизмом, а затем и вовсе становится подозреваемой в деле об убийстве известной актрисы и преподавательницы актерского мастерства со странной фамилией Торчак в том самом театральном вузе. Естественно, гены и острый ум дают о себе знать и – вы правы! – Варвара начинает собственное расследование, параллельное тому, которое по закону должны вести соответствующие органы. Сюжет закручен лихо, что, впрочем, неудивительно для текстов нашего петербургского автора. Умеет он завести сома за камень. Да и со спиритизмом Антон Чиж уже научился сводить жанровые счеты, что выдает в нем неплохого знатока русской драматургии рубежа позапрошлого и прошлого веков. Наверное, на одном из экзаменов ему попался билет, который требовал от студента знание комедии Льва Николаевича Толстого «Плоды просвещения».
Однако речь не о «плодах» и материалистическом знании, а о страстях и желаниях (смотри название). Их в тексте – полным-полна «коробочка». Есть и бурные романы, и интрижки по расчету, и даже поклонники радужных надежд, - словом, все то, чем так славен мир Мельпомены независимо от географического расположения. И здесь Антон Чиж тоже молодец, ибо мир сцены и закулисья уже становился декорациями его детективов. Например, в романе «Бой бабочек».
Тут бы и изложить экспозицию романа, но автор опередил мои намерения и…начинает историю с эпизода, который вполне может сойти за финальный, но Мастер не так прост в построении интриги. Читатель будет намеренно введен в заблуждение, дабы, читая роман, он был не сишком рано догадался о кандиатуре в главные преступкины.
Варвара Ванзарова решит этот запутанный и опасный для свой жизни крминальный ребус с таким же мастерством, с каким, судя по всему, она владеет историей русского и зарубежного театра. Хотя в годы моего постижения науки театроведения отечественная и зарубежная Мельпомены «проходились» по разным кафедрам. Тем не менее, на все подобные нестыковки не стоит обращать пристального внимания. Они, скорее, выдают потаенное желание автора сих заметок высказать и свое мнение об игре госпожи Ванзаровой в крутого сыщика, в сознании которого психологика ее прадеда занимает не последнее место. Судя по всему, в последующих текстах Антона Чижа нам еще с вами предстоит дальнейшее расширение представлений о круге «действующих» родственников и предков Варвары. А то, что девушка пошла по стопам мужчин-сыщиков в роду Ванзаров позволяет автору не только ироничо отыгрывать пол и ум героини в расследовании выше означенного убийства, но и позволяет автору придать ее шарм умного и слабоневрного персонажа. Недаром обоняние становится ключом к разгадке танйы гибели театральной примы, ибо кто поймет: чем дорогие импортные духи отлчаются по запаху от менее дорогих, но не менее заграничных. Отсюда следует совет мужчинам, поклонникам детективов: учитесь различать ароматы самых популярных у прекрасных дам марок духов. Но и это, как мы знаем, чревато криминальными издержками. О чем мы с упоением читали в «Парфюмере» Патрика Зюскинда.
Вот мы и приблизились к развязке детективной интриги.
Традиция есть традиция. И по сему не буду подсказывать имя убийцы. Даже не сомневайтесь! Варвара Георгиевна кашу маслом не испортит. Она сможет изобличить преступника и негодяя (это одно лицо!). В том числе, учитывая сексуальные перверсии действующих лиц сего приятного детектива. А поэтому с чистой совестью рекомендую новую книгу Антона Чижа для чтения долгими осенними и зимними вечерами. Если при этом в вашем камине будет потрескивать огонь, то и здесь возражать не стану.
Сергей Ильченко
#рецензиянакнигу #обзорнакнигу #антончиж