Найти тему

Общение с ребенком с РАС

Эта статья будет полезна педагогам, родителям и близким людям ребенка с РАС.
РАС - расстройство аутистического спектра, которое характеризуется двумя особенностями:
1. Нарушение социально-коммуникативных навыков
2. Постоянно повторяющиеся паттерны поведения (напр. выкладывание игрушек или любых других предметов в ряд)
Нормотипичным детям и взрослым (а именно это понятие будет использовано для обозначения детей и взрослых без диагноза РАС) для общения требуются вербальные и невербальные навыки. Мы используем речь, эмоции и жесты для того, чтобы точно и конкретно донести до оппонента информацию. Но, когда мы впервые сталкиваемся с общением с ребенком, у которого РАС, то складывается впечатление, что у него вовсе нет потребности в общении, а все физические потребности родители, обычно, считывают по разным признакам. Вот тут мы и подходим к важному факту - детям с РАС необходимо общение ровно так же, как и нормотипичным детям.
Что же здесь не так? Дело в том, что маленькие дети учатся общаться через копирование (прямой показ или считывание) и улавливание причинно-следственных связей - я получаю игрушку, когда ее прошу; я не получаю игрушку, когда не проявляю свой интерес. У детей с РАС возникают сложности, поскольку им сложно дается понимание социально-приемлемых норм, а это означает, что именно родители и педагоги выступают проводником для ребенка в мир, где через соблюдение социально-приемлемых норм он получает желаемое и способен общаться.
Как родителям общаться с ребенком с РАС?
Начнем с определения уровня, на котором ребенок общается на данный момент (вот некоторые характеристики):
-Ребенок не говорит, физические потребности выражает через агрессию, слезы, может показать пальцем.
-Ребенок может сказать да/нет, пользуется коммуникативной книгой/планшетом/доской.
-Ребенок может ответить Вам предложением.
-Ребенок способен выстроить с Вами диалог;

В зависимости от уровня общения, который есть у ребенка на данный момент, нужно обозначить задачи для дальнейшей работы. Предположим, ребенок не говорит и не использует коммуникативную книгу (ее нет), тогда необходимо постепенно вводить коммуникацию с помощью картинок для того, чтобы ребенок начал выражать свои потребности. Для чего это нужно? Любому ребенку необходимо обучение, а это означает, что ребенок не всегда будет находиться в домашних условиях и с теми людьми, которые уже научились его понимать. Попадая в детский сад или школу ребенка будут окружать новые люди, которым необходимо понимать ребенка, его потребности и желания и эффективно обучать его новым навыкам и умениям.

Рекомендации и советы:
1. Коммуникация необходима детям с РАС. Вводите коммуникативную книгу ( о том, как правильно это делать можно узнать у специалистов по работе с детьми с РАС).
2. Моделируйте предложение. Бытовая ситуация: вы понимаете, что Ваш ребенок хочет в туалет, тогда задайте ему вопрос "Ты хочешь в туалет?" и сами помогите ребенку кивнуть головой и проговорите ответ "Да" за него. Почему это важно? В этом примере использованы сразу прямая и физическая подсказки, со временем вы постепенно уменьшаете степень подсказок и добиваетесь того, чтобы ребенок научился отвечать самостоятельно.
3. Моделируйте ситуации. Детям с РАС важно узнать, как играть в игрушки, как здороваться и прощаться, как просить о помощи. Играйте с ребенком в простые игры, в которых вы можете научить ребенка ждать своей очереди, действовать по инструкции, просить помощи (любые игры по очереди, предсказуемые игры, лото и др)
4. Поощряйте ребенка. О мотивации мы поговорим в другой статье, но сейчас могу сказать, что правильно выбранная мотивация - это 90% успеха. Детям с РАС сложно концентрироваться на чем-то одном, их внимание рассеяно и нужна мотивация, которая выступает стабилизатором его внимания. Прежде чем обучать ребенка или играть с ним определите, что он хочет получить взамен (это может быть просмотр мультика, любимая игрушка или кусочек вкусного печенья).