"Нам, царевнам-девкам, сколько не веселись, одна дорога - в монастырь... Нас замуж не выдают, в жены не берут... Недаром сестрица Софья за власть боролась лютой тигрицей..."
"Петр Первый". А. Толстой
Среди тех, кому интересны #история и #религия, бытует мнение, что век дочерей русских правителей был жестко определен лишь двумя путями - монастырь или воспитание царских детей (племянниц). Да и потенциально также - в монастырь - вместе с теми же племянницами.
Ну а как же тогда хрестоматийные рассказы о династических браках древнерусских княжен: Елизаветы Ярославны, #Анны #Ярославны, Анастасии Ярославны, "уехавших замуж" в Норвегию, Францию и #Венгрию соответственно? Затем по мере смены политических задач, меняются и брачно-династические приоритеты: феодальная раздробленность диктовала свои правила. И, начиная с XII века и практически до начала века XVII, когда официально был ликвидирован последний удел, #царские #дочери и сестры выдавались замуж в другие княжества- для укрепления как раз таки - удельных отношений.
Однако уже первые цари #Романовы свои геополитические задачи совсем были не прочь разрешить в том числе и с помощью брачно-семейных связей. Самым известным в этом отношении стала так называемая "датская история" царевны Ирины Михайловны, которую отец - царь Михаил Федорович - первый Романов на российском престоле - решил выдать за принца Дании Вольдемара-Кристиана.
Вы скажете - но это же совсем ребенок. Возможно. Но не забывайте, что и ей было около 15 во время сватовства. А портрет царевны, приведенный нами в начале статьи - это портрет уже взрослой женщины, и к тому же женщины разочарованной. Дело в том, что это сватовство не закончилось ничем, хотя начиналось очень даже многообещающе.
После обмена посольствами Вольдемар-Кристиан приехал в Москву. Будущему тестю он очень даже приглянулся, будущей супруге - в том числе. Но - очень жестко встал вопрос веры: принц был лютеранином. А это не устраивало Михаила Федоровича категорически. Он предложил перейти в веру православную. И, если честно, был не совсем прав. Судите сами: зачем принцу датскому переходить в православие? Чтобы жениться на русской царевне? Ну он же все равно увезет ее в Данию - смысла не было, но царь Михаил настаивал на своем: московские бояре по посольскому делу также включились и увещевали датчанина. Но и он оказался твердым в своих убеждениях, тем более, что Тридцатилетняя война (1618-1648 гг) началась в Европе как раз из-за нерешенных проблем между католиками и протестантами, и усложнять этот вопрос для себя принц просто не желал.
Михаил Федорович решил пойти напролом и силой склонить принца к #православию - посадил его в заключение. В результате Вольдемар-Кристиан - жених царевны Ирины - "просидел" 1,5 года и "вышел" только после смерти Михаила Федоровича. Вот такова была сила отцовской любви! Ведь бытовало мнение, что, если русская царевна сменит веру, то погубит свою бессмертную душу.
Погубила бы или нет, Ирина Михайловна так и не узнала, зато ее женское счастье уже точно приказало долго жить - на момент восхождения на престол брата Алексея Михайловича ей было 18 лет. Он хотел бы устроить судьбу любимой сестры, только вот как и с кем: найти еще одного заморского жениха теперь было сложно - "сидеть" за веру и царевну - пусть даже русскую - мало кому хотелось, а репутация вещь хрупкая, ведь веселая история сватовства принца датского тут же разнеслась по правящим домам Европы!
Выдать же за своего местного князя или боярина он не мог. Почему? Да потому что это бы означало, что царская дочь и сестра опустится на один уровень с обычным боярством. А этого династия, которая из этих самых бояр и вышла и только продолжала утверждаться на российском престоле, позволить себе никак не могла. Кроме того, царь Алексей явно не желал создавать прецедент, дабы не "размывать" свою кровь среди пусть и знатных, но таких же подданных, как и все остальные.
А вопросы #веры для молодого царя были едва ли не более принципиальные, чем для его отца. И как-то само собой и вышло, что ни сама Ирина, ни ее сестры - Анна и Татьяна из "теремных царевен" так замуж и не выбрались. Хотя, конечно, Ирина имела вес при дворе брата, и влияла на него даже больше, чем его супруга - царица Мария Милославская.
Та же судьба постигла и дочерей самого Алексей Михайловича: все, кто пережил свое детство, замуж также не вышли. Ну что ж: вопрос веры - вещь серьезная. Теперь вы понимаете, почему царевна Софья упорно шла сначала к знаниям, а потом к власти - это был единственный путь из терема, который - не в монастырь. Хотя рок ее в том, что там она в итоге там и оказалась.
Политика "теремных царевен" во многом была не оправдана и не поддавалась логике - практически всю вторую половину XVII века Россия воевала, начав "долбить" окно в Европу еще до Петра Великого. И брачно-династический механизм мог оказаться не последним аргументом в этом направлении. Но именно вопрос веры стал камнем преткновения для русских царей на этом поприще. И религиозной гибкости еще предстояло научиться. Но век высокоцарственных затворниц - век XVII - прекратится уже совсем скоро: Петр указом практически уравняет лютеранство и православие, что и положит конец их "теремной" жизни.
Наши дорогие читатели, подписывайтесь на канал, ставьте лайки! А подробнее о царевне Софье и ее борьбе за власть можно прочитать у нас в "Царевне и Патриархе или к чему привел "Вечный мир" с Польшей", "Почему Патриарх Иоаким поставил на Петра" и "Как Патриарх на престол царя Петра возводил".