Найти в Дзене
Записки не краеведа

Школьные невзгоды

Слобода Верхне-Макеевская, Донецкого округа. Трудно себе представить, каких огромных усилий стоит деревенскому учителю создавать обстановку, при которой и ему самому обеспечивалось бы спокойное существование, да и развитию его школы не ставились бы лишние помехи; от него требуется много ума, такта и изворотливости. Источником немалых бед для учителя служат отношения к местным воротилам, а в особенности к представителям сельской власти. Если он сколько-нибудь дорожит своим достоинством, он, прежде всего, рискует восстановить против себя волостного старшину, и тогда уже ничего доброго не жди. Он не гарантирован и от личных обид, подобных такой дикой расправе, которую не так давно покушался произвести старшина над одним из наших макеевских педагогов; но немало невзгод может обрушиться и на саму школу и самым плачевным образом отразиться на её процветании.
Учителя нашей министерской школы не пользуются расположением волостного старшины; это недоброжелательство чувствительно отзывается

Слобода Верхне-Макеевская, Донецкого округа.

Трудно себе представить, каких огромных усилий стоит деревенскому учителю создавать обстановку, при которой и ему самому обеспечивалось бы спокойное существование, да и развитию его школы не ставились бы лишние помехи; от него требуется много ума, такта и изворотливости. Источником немалых бед для учителя служат отношения к местным воротилам, а в особенности к представителям сельской власти. Если он сколько-нибудь дорожит своим достоинством, он, прежде всего, рискует восстановить против себя волостного старшину, и тогда уже ничего доброго не жди. Он не гарантирован и от личных обид, подобных такой дикой расправе, которую не так давно покушался произвести старшина над одним из наших макеевских педагогов; но немало невзгод может обрушиться и на саму школу и самым плачевным образом отразиться на её процветании.
Учителя нашей министерской школы не пользуются расположением волостного старшины; это недоброжелательство чувствительно отзывается на всём школьном деле.

Долгое время для помещения школы служило здание, пришедшее в полную негодность. Глина со стен обвалилась, и окна изветшали. В классах разгуливал ветер. Полы до того прогнили, что образовались щели, в которые свободно проходила человеческая нога. Печи дымили; полы мылись раз в год. Всюду грязь, копоть и мерзость запустения.
Общество и не подумало позаботиться о том, чтобы привести школу в порядок, а ещё меньше об этом помышлял волостной старшина. К счастью, на помощь школе пришло учебное начальство, и из министерских сумм была отпущена тысяча рублей на ремонт. Перед началом текущего учебного года произведены были работы; школу подновили, и сделали к ней пристрой в одну комнату, отводившуюся раньше под учительскую квартиру и отвели её под класс, а учителя переселили в пристрой, и, таким образом, в виду этого расширения помещения для классов, намечено было принять в школу лишних учеников до 30 человек. В увеличении приёма учеников в слободе существовала самая настоятельная необходимость, что уже можно видеть из того, что в текущем году было отказано за недостатком места 50 ребятишкам.

Однако, все планы относительно повышения приёма учеников рухнули, как карточный домик. Отпущенной тысячи хватило в обрез, а на производство некоторых, хотя и незначительных строительных работ, недостало какого-нибудь гроша, а между тем из-за этой задержки не удалось всего довести до конца. Новый пристрой требовалось обмазать глиной, чтобы сделать его годным для жилья; но, за недостатком средств, пришлось от этого отказаться и пристрой использовать под квартиру учителя не удалось, а вместе с тем не удалось создать в школе лишнее помещение для классов. Волостной старшина, на все неоднократные письменные и устные настояния заведующего школой помочь докончить пристрой, отвечал категорическим отказом. Когда же ему сказали, что он 30 ребятишек лишил возможности посещать школу, он заметил:
- Да от этого нет никому ни вреда, ни пользы.

Такие мелкие, но существенные задержки, как недостаток средств на окончание пристроя, можно было бы заранее предупредить, если бы общество приняло какое-нибудь участие в ремонте школы. Многие расходы, при производстве строительных работ, были сделаны совершенно без всякого основания; лишнее платили за перевозку леса со станции «Миллерово», за доставку камня и прочее. Перевозку строительных материалов слобожане могли бы взять на себя, а экономия на этой перевозке позволила бы, кроме окончания пристроя, сделать ещё много других улучшений в школе; например, обнести двор забором или перестроить сарай для топлива.

Волостной старшина упорно дарит школу своим недоброжелательством и создаёт препятствия на каждом шагу. С какой бы просьбой к нему не обратился учитель, от него следует неукоснительно упрямый отказ, хотя бы речь шла о пустяке, над которым и задумываться не стоило бы. Так, школа отапливается соломой; но это топливо плохо греет. Стали просить заменить солому кизяком, но на все настояния – ноль внимания.

Газета «Донская речь» № 5 от 6 января 1902 года.

Навигатор Донецкий округ
Подборка "Образование на Дону"