Первой кто решил выделить типы воспитания была американский психолог Диана Баумринд. Процесс воспитания она разделила на 3 типа:
– Авторитарный;
– Потворствующий или либеральный;
– Авторитетный;
Работа Дианы Баумринд внесла огромный вклад в психологию и социологию. Позже Элеанор Маккоби и Джон Мартин из Стэнфордского университета расширили ее типологию и добавили четвертый тип воспитания – Индифферентный или Принебрегающий. Также гиперопеку нередко выделяют в отдельный тип, но об этом чуть ниже. А сейчас давайте рассмотрим каждый тип подробнее.
Авторитарный.
Родители требуют от своих детей беспрекословного послушания и не спрашивают их мнения. Родители любят детей, но считают, что только строгие правила способны сделать из ребенка хорошего человека и помочь ему найти своё место в жизни. Ребёнок расплакался: – «Прекрати немедленно». Ребенок выражает своё мнение, недовольство, несогласие: – «Смеешь перечить родителям. Отправляйся в угол!». Ребенок забыл о каком-то из порученных дел, то ему сразу запретят играть и веселиться. Изо дня в день ребенку приходится подавлять свои эмоции и следовать строгим правилам. Он становится покорным чтобы заслужить любовь родителей и не разочаровать их. Однако в детстве ему не дают самостоятельно принимать решения и заниматься тем, чем он хочет.
Когда ребенок вырастет ему сложно понять сои желания и эмоции. Со стороны может казаться что его жизнь идеальна во всех направлениях, но глубоко внутри он будет несчастен.
Потворствующий.
Родители души не чают в детях, всё им разрешают и никаких правил. Считают, что нужно пылинки сдувать со своего чада, не ограничивать и ни в чем ему не отказывать. Ребенок захватывает контроль над родителями и получает всё что захочет. Не хочет идти пешком, его понесут на ручках. Если хочет мороженое, то он получит мороженое. Если хочет играть на планшете, будет играть хоть до утра.
Во взрослой жизни как правило такой ребенок станет человеком, не признающим правил, и будет делать что ему вздумается. Он не научился справляться с конфликтными ситуациями и контролировать свои эмоции. Он получал что пожелает, а значит не научился проигрывать. Вести себя с людьми и учитывать их мнения и интересы он также не умеет.
Авторитетный.
Родители заботливы, но строги, они поощряют в ребенке самостоятельность в разумных пределах. Родители уважают желания ребенка, однако считают, что у свободы должны быть определенные ограничения. Ребенок может поиграть, но потом собрать игрушки и навести порядок в комнате. Разрешают есть мороженое, но только по воскресеньям, а смотреть телевизор не более тридцати минут в день. При возникновении разногласий они обсуждают их с ребенком, а затем устанавливают правила.
Ребенок привыкает к тому, что иногда ему бывает трудно, но он может рассчитывать на помощь и поддержку своих родителей. Он учится самостоятельно преодолевать трудности и не бросать интересное дело на полпути, воплощать в жизнь свои мечты. В школе он не теряется и смело, но в подобающей форме высказывает своё мнение. Ребёнок не стесняется выражать свои эмоции и веселиться. Когда он вырастет то будет следовать правилам, но только после тщательного обсуждения и если их суть будет ему понятна.
Пренебрегающий.
При таком типе воспитания родители как правило уделяют своим детям и их жизни мало внимания. Обычно они очень мало участвуют в жизни ребенка. Ребенку кажется, что он остался совершенно один. Ему ничего не запрещается. Но как бы он не старался он не получает ответной реакции или хотя бы внимания. Постепенно ребенок понимает, чтобы он не делал всем всё равно. Недостаток внимания может привести к отсутствию доверия к себе и другим.
Во взрослой жизни такой человек как правило болезненно привязывается к людям и ему сложно заводить здоровые отношения. У него формируется негативный образ себя. Чтобы не чувствовать себя недостойным любви он старается не чувствовать вообще ничего или стремится во всем угодить окружающим и они зачастую этим злоупотребляют.
В настоящее время чрезмерную вовлеченность родителей в жизнь ребенка выделили в пятый тип воспитания. Такие родители безумно любят своего ребенка и расчищают перед ним все преграды и препятствия. Делают его жизнь максимально безопасной чтобы даже комар не смел его укусить. Родителям обязательно нужно приложить руку ко всему чем занимается ребенок. Контролируют буквально каждый его шаг, ограждают от всех трудностей, не позволяя ребенку ничего делать самому.
С возрастом ребенок не учится преодолевать трудности самостоятельно. Такие дети не любят решать сложные задачи и им не хватает усидчивости. Они откладывают на потом дела, которые требуют от них заметных усилий.
Баумринд не выделяла приоритет какого-либо типа и считала, что в воспитании ребенка все типы должны применяться в достаточной мере.
Если разделить наше общество в равных частях на три социальных класса: элитный, средний и бедный, то мы увидим следующее распределение типов воспитания.
Бедный класс преимущественно использует авторитарный стиль воспитания пропагандируя жесткий защитный индивидуализм. Ни для кого не секрет, что люди одного социального класса живут как правило рядом. Это обусловлено многими факторами, в данной статье достаточно упомянуть лишь цену на недвижимость. Тут наркомания и алкоголизм идут нога в ногу и высок уровень преступности. Основная цель родителей научить детей выживать в суровых реалиях этого мира, а точнее сказать этого района или региона. В таких семьях детей с малых лет детей учат защищать достигнутый результат используя такие метафоры как «стой на своем», «давай сдачи», «не позволяй никому к тебе лезть». Тут как правило детей отдают учиться на специальности, которые для них выбрали родители («А я сказал/а будешь врачом и точка») обрекая своих чад в лучшем случае на нелюбимую работу. С раннего возраста в таких условиях детям подсознательно прививается идея о том, что к бедным во взрослой жизни всегда будут обращаться в повелительном наклонении.
В среднем классе также выделяется авторитарный стиль с акцентом на жесткий напористый индивидуализм и чаще чем у бедных встречается авторитетный стиль воспитания. В семьях среднего класса родители мотивируют своих детей на восхождение на следующую социальную ступень. В обиходе часты метафоры такие как «двигайся вперед», «иди к победе», «развивайся», «стремись», «покоряй новые высоты». В первом и во втором случае в детях воспитывают уважение к власти как к политической, так и в кругу семьи. В этих обществах также часто встречается обезличивание детей такие как обращение к детям не по именам, а просто дети, малой или малая, а что еще хуже «Мой пе%юк» как в нашумевшем меме.
Типы авторитетный и потворствующий преобладают в элитном классе в классе богатых. Здесь как нигде часто можно услышать фразы «Я больше всего боюсь, что моему сыну или дочери придется всю жизнь ходить на нелюбимую работу» или «Главная моя задача сделать все чтобы мой ребенок смог найти свое призвание, свое место в жизни». Оно и понятно в таком обществе нередко сами взрослые решают переосмыслить свою жизнь и уходят с высокого поста в престижной компании или оставляют свой бизнес для того, чтобы созерцать величие этого мира где-нибудь в тибетских горах. Здесь часто вместо привычных «дети быстро уберите игрушки!» говорят: «Саша, Катя уберите пожалуйста за собой игрушки сейчас к нам в гости приедет Вика».
Индифферентный тип и тип гиперопеки пронизывают мрачными нитями все слои общества без исключения это в буквальном смысле две противоположности. Да вы и сами, наверное, знаете массу примеров этих типов из своей жизни.
Авторы книг в жанре «психология нищеты» и «думай, и богатей» наверное не зря едят свой хлеб и их произведения богаты полезной информацией, но пользу от этой информации получат лишь наши дети, а то и внуки. На мой взгляд многим будет полезно задуматься «А как воспитали нас? Кого мы воспитываем в своих детях?».