Захотелось что-то в пиратов... Причём в своих, посконных, домотканых. Ходящих под парусом на рубленных без единого гвоздя, как деды-прадеды завещали, бригантинах ушкуях. Именно, что в пиратов.
А то некоторые патриоты от истории записывают этих самых ушкуйников чуть ли не в борцуны с Игом с большой буквы. Дескать, ходили вниз по Волге-матушке исключительно с целью вызволения из Орды соплеменников и разрушения её столицы. Одним словом, речные партизаны и немцы.
Нет, факты разграбления именно каких надо купцов и каких надо городов были. Отрицать это глупо. Но всё это в рамках получения максимальной выгоды от разбоя и никак привязано к игоборчеству быть не может. Весь этот "движняк" начался задолго до приезда монгольских менеджеров в среднюю полосу. Причём братва ходила отжимать материальные ценности не только на северо-восток, к тамошним "индейцам" щеголявшим в мехах и рыбьих зубах. Не брезговала и цивилизованными европейцами.
В копилке две Балтийские столицы того времени, шведская Сигтуна и финский Або*.
*- знаю, знаю, что тогда тоже шведский.
С рыбьим зубом у просвещённой Европы было не очень, зато неплохо с предметами религиозного культа. Кои предметы, а именно ворота из Сигтуны, перекочевали в Новгородский Софийский собор, где пребывают и по сию пору. Товарищ Биргер Магнусович, ага, тот самый который с Сашей Невским схлестнулся в окрестностях будущего Санкт-Петербурга, даже перенёс столицу из Сигтуны в Стокгольм, так было обидно потерять этот шедевр**.
**- ну, причин было несколько, но в рамки темы они не укладываются.
А в славном городе Або был лихо подрезан собиравшийся для папы пять лет церковный налог.
В общем, ураганили ушкуйники, они же повольники, они же ротники, конечно, не так масштабно, как Морган или Тич, но вполне себе серьёзно. Поиски приключений не ограничивались балтийскими шхерами, ничуть не хуже папского серебра были меха на северо-востоке. И, если посмотреть на динамику прироста новгородских земель, то можно понять, что получалось у них это неплохо. ...дцать лет назад, помнится, сильно был впечатлён творчеством Валентина Иванова, так вот, один из романов прямо именно этому и посвящён - "Повести древних лет." Сами повольники описаны там совершеннейшими айвенгами, но зато норманны под предводительством ярла Оттара*** дают полное впечатление о том, как там на самом деле было с обеих сторон.
***- Оттар из Холугаланда, тот самый, травивший байки королю Альфреду про загадочную Биармию. Рольф Пешеход, первый герцог Нормандии, тоже в "Повести" присутствует, как и множество других персонажей.
Со временем, многие взявшись за "калькулятор", подсчитали, что обносить пункты сбора этой самой пушнины, или грабить караваны, её тянущие, и не только её, много прибыльнее, чем гонять редкое северное население.
К тому времени торговые речные пути, а Волгу, как главный, контролировало государство в лице ханов Золотой Орды и, выше по течению, наши князья. Которым нередко прилетало из Сарая по поводу бесчинств разошедшихся ушкуйников. Жалобы и нарекания передавались по инстанции в Новгород. С приказом разобраться и наказать кого попало. На что новгородские Д’Ожероны, держа фигу в кармане, сладкими голосами пели о самостоятельности повольников и "ни при чёмности" новгородского боярства, хотя все знали на чьи гривны собирались ватаги. Вот эти-то моменты и трактуются как борьба с проклятым игом. Хотя были случаи разграбления самых, что ни на есть отечественных городов. Про мелкие шалости с купчинами единоверцами и не писали. Для примера приведу историю одного набега на Панаму Кострому. Вот уж совсем не ордынский город. Причём, разоряли его не в первый раз, видимо было что разорять.
1375 год. Великий князь Владимирский и Московский Дмитрий Иванович, собрав подручных князей, гоняет подданных несостоявшегося Великого князя Владимирского, князя Тверского, Михаила Александровича. И вот, воспользовавшись отсутствием серьёзных сил, удачливые капитаны воеводы Прокофий Моргун, да Эдка Смолянин во главе 1,5-2К пиратов ушкуйников пришли по реке Костроме к Волге****.
****- вспомнились просто Морган и Эдвард Тич. Летопись даёт Прокофия и Смолянина, вполне возможно, что это один человек, Прокофий Смолянин.
Заметьте, парни знали, что Великий князь занят междоусобицей, подгадали время. Да. Хотя летопись называет их новгородцами, до Великого Новгорода далековато. Впрочем, ребята гуляли по всему Среднему Поволжью, и севернее, и восточнее. А немного позже прямо осели "на районе."
Губернатором воеводой Костромы, он же наместник, был Александр Фёдорович Плещей*****, сын боярина Фёдора Бяконта и родной брат митрополита Алексия.
*****- плещей, от плечистый. Аукнется в истории Александру Фёдоровичу это прозвище.
Это для понимания значимости занимаемой должности и сокровищах, хранимых в местных закромах. Абы кого серьёзные суммы не поставят охранять. Только близких.
Итак, посланные на разведку принесли весть. Амбары ломятся от товара, но горожане начеку и взять город с налёта не получится. И тогда ватаманы повторили в какой-то мере, а! Нет! Они же первые! В общем, история получилась схожей со взятием Морганом города Маракайбо и счастливым убеганием с прибылью, эпизод чудесно описан у Сабатини в цикле про капитана Блада. И там и тут была имитация действий. Там сделали вид, что перевозят пушки и людей для взятия крепости, а сами дёрнули через неохраняемый пролив. Тут, как я понимаю, для выманивания горожан, разделились на две части. Половину показали. Соотношение сторон выходило пять-семь к одному. И Александр Фёдорович вывел за стены 5 000 человек, практически всех, явно с целью перехватать малочисленных ушкуйников и показать им по чём в Костроме фунт меха лиха. Да и награда от князя за такое отличие не помешает. Тем временем, вторая половина лихих людишек пошла лесом втай, обошла горожан и ударила в тыл. Остальные повольники надавили в лицо. И вот фраза, оставшаяся в веках. Летописец был с юморком и скаламбурил.
Побежали, убоявшись, все. Многих наловили для перепродажи, причём с жёнами и детьми. (Привет славящим ушкуйников) В Костроме гуляли неделю, выискивая потаённые сокровища. Добра было столь много, что не вместившееся сожгли или утопили в реке. Как-то не очень похоже на борьбу с Ордой. Не так ли? Отгуляв, поехали вниз по Волге, по дороге грабанули Нижний, повернули в Каму, погуляли там, вернулись и продали весь полон в Казани. Но этого показалось мало и пошли к Сараю тряся и мордуя встречающихся купчиков, да, да, своих. И только астраханский князь Салчѣй, напоив "потрясателей Орды" вусмерть, сумел остановить сей поход за зипунами.
Вывод. Никакими принципиальными борцами с игом ушкуйники не были. Может многочисленные "капитаны Прокофии" и прочили себя, как Генри Морган впоследствии, губернаторами и наместниками, влившись в ряды государственников, но что-то такого мне не припоминается.
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться
Желающие могут посодействовать автору материально 😉
https://yoomoney.ru/fundraise/1N01JQP4Tfs.230314
или альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С