"Какой русский не любит быстрой езды". Конечно, Николай Васильевич вкладывал в свою фразу, ставшую крылатой, не буквальный, а скорее, аллегорический смысл, тем не менее, любовь к скорости свойственная нашему народу, - непоколебимый факт. И вовсе неважно, о каком коне идет речь, – из плоти и крови или «железном».
Нарушителей хватало и в прежние века, ведь человеку всегда есть, куда спешить. Особенно «экономит» свое время молодежь. Ей всегда надо побывать в разных точках одновременно и непременно успеть быстрее остальных. Ну и, как водится, спрос рождает предложение!
Попробуй-ка нарушь!
А нарушать, на самом деле, было что. Уже к концу XVIII века существовали свои правила дорожного движения. Назывался такой нормативный документ «Извозчичий билет», содержал он 28 пунктов с правилами – попробуй-ка нарушь! Штрафы за нарушение «скоростного режима» были вполне ощутимыми. Ну а сама скорость ограничивалась в то время 12 верстами в час. К концу XIX столетия «Билет» пополнился новыми «подрезающими крылья» пунктами, а штрафы стали еще более жесткими – вплоть до лишения свободы.
В начале XX столетия появилось даже некое подобие «курсов по вождению». Но, надо отдать должное, «образовывались» здесь извозчики более качественно, нежели современные потенциальные водители-слушатели курсов.
Во-первых, обучение длилось не несколько месяцев, а два с лишним года, во-вторых, углубленно изучались на этих курсах такие дисциплины, как география и история города и его окрестностей; в минимальном объеме давался иностранный язык, преподавались азы этикета, и, конечно, особое внимание уделялось мастерству управления лошадьми. А тех, кто выходил в ночные «рейсы», обучали еще и астрономии. Не зря по окончании таких курсов присваивалось звание «Ученый извозчик».
Каста лихачей
Однако была такая особая «каста» питерских лихачей, которые смотрели на штрафы и правила сквозь пальцы, ведь «купоны», состриженные с «золотой молодежи» и не считающих денег граждан, в несколько раз покрывали статью расходов на штрафы, а заработок был существенно выше, чем у любого «ученого извозчика». Так, например, за месяц эта извозчичья элита, не напрягаясь, могла заработать в среднем по 3-5 тысяч рублей. Не каждый мог стать их клиентом - привередливая была «каста»: брали только проверенных, самых платежеспособных, которые не скупились не только оплатить проезд, но и выделить щедрые «чаевые».
Правда, и требования к «техсостоянию» транспортного средства предъявлялись самые что ни на есть высочайшие. На простой коляске не «полетаешь», здесь требовалось особое, модернизированное средство на «хорошей резине» с отличными лошадьми. Вложения немалые, но это того стоило!
Было немало экстремалов-гонщиков прошлого века, засветившихся в исторической летописи Петербурга. Одним из них был «Шумахер» дореволюционной эпохи с громким прозвищем «Синяя Борода». Этимология прозвища лежит на поверхности, вы не находите? В ту пору многие извозчики носили бороду, но у Синей Бороды она была особенно ухоженная, холеная, аккуратно подстриженная.
Но и список «жертв» этого лихача был весьма внушительным – не один десяток загубленных душ и лошадей. До поры до времени Синей Бороде удавалось откупаться.
Но последний наезд на студента стоил ему карьеры. Насмерть, конечно, он юнца не задавил, но покалечил изрядно. На беду, мать студента «на короткой ноге» была с местным прокурором. От тюрьмы отвертеться не вышло. Отсидев свой срок, Синяя Борода вышел, выгодно женился и, получив в приданое большое имение, завязал с опасным «бизнесом».
Гришка Распутин
Одним из самых успешных в своем деле считался Гришка Распутин. Нет, не тот, конечно, что был близок к царской фамилии! Но тоже с «чертовщинкой». Этот Гришка часто звался «слугой двух господ». Умудрялся за одну ночь заработать и на седоках, и на рестораторах, которым он поставлял в умат пьяных, но очень щедрых клиентов. С рестораторами у Гришки был заключен персональный договор и обговорен особый процент на будние дни и на праздники.
Он довольно быстро поднялся и раскрутил свою собственную «службу такси», в которую входило 25 извозчиков. Из «водителя кобылы» Гришка выбился в «большие начальники».
Из известных можно было бы назвать еще Андрюху Павлова. Тот работал исключительно с биржевыми маклерами, владельцами банков и карточными шулерами. Иной люд он не замечал в упор. Контингент у Андрюхи был «железный»! Платил исправно и хорошо. Приятным бонусом был заработок «сверху», которым он был обеспечен каждодневно. В его обязанности входила скоростная доставка веселых дамочек к заскучавшим клиентам. За несколько лет Андрюхе удалось сколотить немалое состояние, выкупить один из домов на Петроградской стороне, выставленный за долги на продажу, превратить его в доходный и стать завидным домовладельцем.
Петербург богат не только своей историей, но и историями из жизни его обывателей – куда ни глянь, везде можно «раскопать» что-нибудь эдакое, интересное!
Подпишитесь на канал, мы обязательно вас удивим новыми статьями!