Не всё сходится в биографии первого Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина. Особенно много расхождений в жизнеописаниях его предков.
Борис Ельцин родился 1 февраля 1931 года в селе Бутка Уральской (ныне Свердловской) области в крестьянской семье.
У Николая Игнатьевича и Клавдии Васильевны Ельциных он был первым ребёнком.
Деды-кулаки
На сайте Ельцин-Центра приведена следующая информация о дедах Бориса Николаевича:
Оба деда Бориса Ельцина – Василий Старыгин и Игнатий Ельцин – были крестьянами-середняками, имели крепкие хозяйства. В период коллективизации были раскулачены и сосланы.
Но на самом деле дед Бориса Николаевича Игнат Елцын был церковным старостой. В его хозяйстве имелись водяная и ветряная мельницы, молотилка, жатка, пять лошадей, четыре коровы, мелкий скот. «Арендовал земли до 5 гектар, посева имел до 12 гектар», на постоянной основе нанимал батраков. Типичное хозяйство зажиточного крестьянина-кулака.
Поэтому неудивительно, что с началом коллективизации семью деда раскулачили, а его самого сослали в Сибирь — в Надеждинск (ныне Серов), Уральской области.
Можно понять, зачем Ельцин-Центр преуменьшает степень зажиточности деда Ельцина — ведь применительно к середняку факт раскулачивания выглядит более вопиющим. «Кулаку-эксплуататору» сопереживали бы меньше.
Лукавство в вопросах истории свойственно не только Ельцин-Центру. Говоря о своих предках, лукавил и сам Ельцин.
В советское время Борис Николаевич рассказывал, что его предками были бедные крестьяне. Дед на хлеб добывал кладкой печей, семья жила в небольшом доме, а в хозяйстве были только корова да лошадь. «Которая потом померла» — видимо, с целью разжалобить слушателей добавлял подробность про лошадь Борис Николаевич.
После развала СССР надобность скрывать своё истинное происхождение отпала. Борис Николаевич стал подтверждать кулацкое прошлое дедов и нещадно ругать большевиков за их притеснения. В своих мемуарах он написал:
Имел, имел, имел… Тем и был виноват — много работал, много брал на себя. А советская власть любила скромных, незаметных, невысовывающихся. Сильных, умных, ярких людей она не любила и не щадила.В тридцатом году семью «выселили». Деда лишили гражданских прав. Обложили индивидуальным сельхозналогом. Словом, приставили штык к горлу, как умели это делать. И дед «ушёл в бега».
Отец-«политзэк»
В 1932 году отец Ельцина Николай вместе с младшим братом Андрианом нанялись плотниками на строительство Казанского авиационного завода. Жену и годовалого сына Николай перевёз Казань.
Однако в своих мемуарах Борис Николаевич рассказывает другую историю и приводит иные даты:
В 1935 году, когда уже и корова сдохла, и стало совсем невмоготу, дед, ему было уже около шестидесяти, начал ходить по домам — класть печки. Он, кроме того, что пахарем был, умел еще и столярничать, плотничать». Тогда же отец завербовался на стройку рабочим.
Непонятно, как раскулаченный, высланный и «находящийся в бегах» дед мог ходить по домам и класть печки.
А вот с какой целью Ельцин поменял год, в котором его отец начал работать на стройке завода, более-менее ясно.
Дело в том, что в мае 1934 года отец и дядя Бориса Николаевича были осуждены по печально известной статье 58 за «антисоветскую пропаганду и агитацию». Из обвинения следует, что они:
Проводили систематически антисоветскую агитацию среди рабочих, ставя своей целью разложение рабочего класса и внедрение недовольства существующим правопорядком. Используя имеющиеся трудности в питании и снабжении, пытались создать нездоровые настроения, распространяя при этом провокационные слухи о войне и скорой гибели Советской власти. Вели агитацию против займа, активно выступали против помощи австрийским рабочим.
Братья Ельцины были приговорены к пребыванию в исправительно- трудовом лагере на срок 3 года и этапированы в Дмитлаг НКВД на строительство канала «Москва-Волга».
Отец Бориса Николаевича в конце сентября 1936 года был освобождён досрочно с формулировкой «за примерное поведение». В октябре того же года он вернулся к семье. В 1937 году на свет появился младший брат Бориса Ельцина Михаил.
Ни в одной из многочисленных автобиографий, которые Борис Николаевич вынужден был писать при назначении на каждую новую должность, нет упоминаний об осужденных по контрреволюционной статье отце и дяде.
Отсутствует эта информация и в написанной в соавторстве с Валентином Юмашевым первой книге воспоминаний Ельцина «Исповедь на заданную тему».
На сайте «Ельцин Центра» мы видим неловкую попытку объяснить молчание Бориса Николаевича:
В начале 30-х годов отец Ельцина и его брат Адриан (он погиб во время Великой Отечественной войны) были арестованы по доносу и получили три года лагерей. Дети в семье ничего не знали об аресте отца. Впервые с его «делом», которое хранилось в архиве КГБ, Борис Ельцин (уже в должности Президента России) познакомился только в 1992 году.
Удивительно, но эту версию Ельцин-Центра опровергает сам Борис Николаевич. После падения СССР в книге «Записки Президента» Ельцин вдруг "вспомнил" ярко запечатлевшийся в сознании трёхлетнего малыша эпизод ареста отца:
Я до сих пор помню тот ужас и страх. Ночь, в барачную комнату входят люди, крик мамы, она плачет. Я просыпаюсь. И тоже плачу. Я плачу не от того, что уходит отец, я маленький, еще не понимаю, в чем дело. Я вижу, как плачет мама и как ей страшно. Ее страх и ее плач передаются мне. Отца уводят, мама бросается ко мне, обнимает, я успокаиваюсь и засыпаю.
В биографии отца первого президента есть ещё одна нестыковка. По документам до 1920 года отец Бориса Николаевича родился в 1899 году и носил фамилию Елцын. А в документах после 1920 года буква "ы" в фамилии меняется на "и" — Ельцин. Меняется и дата рождения — с 1899 на 1906 год.
Вероятно, что фамилия и дата рождения были изменены, чтобы скрыть факт участия отца Ельцина в Гражданской войне на стороне белых.
Недосмотрели?
Ещё будучи дошколёнком, Борис пообещал своей маме «стать начальником». Поднимаясь по карьерной лестнице, Борис Николаевич Ельцин скрывал от коллег факты о раскулаченных дедах, об осуждённых за антисоветскую пропаганду и агитацию отце и дяде, — и это понять можно.
Но как ему удавалось обманывать компетентные органы, проводящие проверки перед каждым назначением на высокие руководящие должности?
Как простому инженеру-строителю, будучи внуком кулаков и сыном осуждённого по «контрреволюционной» статье, удалось под бдительным взором вездесущего КГБ так стремительно и высоко продвинуться по карьерной лестнице в СССР?