Вы когда-нибудь слышали о родителях, которые только после рождения ребенка поняли, что не готовы? Наверняка слышали, многие пары после рождения первенца жалуются на это. Это сквозит во всех пабликах матерей и постоянно появляется на женских каналах.
Таким темам, как эмоциональное выгорание, дородовая и послеродовая депрессия, посвящена не одна научная статья.
Петрова Е. Ю. "Страхи женщин в связи с будущей беременностью и помощь психолога".
Филиппова Г. Г. "Эмоциональное выгорание матери: новая проблема в перинатальной психотерапии".
Колесников И. А., Беляева Е. Н., Добряков И. В., Зазерская Е. И., Вассерман Л. И. "Депрессивные расстройства у женщин во время беременности и после родов: роль семейных отношений".
Все они говорят важные и правильные вещи. Например, что депрессия чаще всего появляется в семьях определенного типа (третья статья как раз об этом). Авторы выделили следующие черты:
- размытые границы;
- отсутствие четко обозначенного лидера;
- склонность к принятию импульсивных решений, подчиненных доминирующим на момент решения обстоятельствам;
- неясность ролей членов семьи, нередко переходящих от одного члена семьи к другому;
- отсутствие четко закрепленных правил;
- дистанцированность отношений между членами семьи, отличающихся автономностью каждого из них;
- эмоциональная разобщенность, недостаточная привязанность друг к другу членов семьи, несогласованность их поведения;
- склонность к раздельному проведению свободного времени, различием интересов отсутствием общих друзей;
- неспособность совместного решения житейских проблем, отсутствием стремления и навыков оказывать поддержку друг другу.
Классический брак "по залету". Однако данные работы исследуют только состояние матерей. Кроме того, есть один аспект "неготовности", о котором мало говорят.
А данный канал посвящен тому, о чем мало говорят.
Что средняя молодая пара знает о детях? То, как их изображает массовая культура. То есть, теорию.
Конечно, за девять месяцев успеешь начитаться нужных книжек, сходить на консультации и послушать советы. Но это все - тоже теория.
Практика - это уход за малышом. Лучшая практика - это уход за малышом и проживание рядом с ним.
Как в лирической повести Эдуарда Асадова "Галина":
Нет, где уж этой барыньке столичной,
Чья лишь в нарядах и живет душа,
Управиться с хозяйством непривычным -
Одеть и успокоить малыша?!
<...>
Но Эльзы нет здесь. Нету, право слово!
Нет дамы в ярких кольцах и наколках.
Есть просто Лиза - дочка горнового,
Девчонка из рабочего поселка.
Отец в цеху, мать целый день стирала,
А старшая, вскочив еще спросонок,
Уже кормила, мыла, пеленала,
Своих чумазых братьев и сестренок.
Представлять, что такое ребенок, может лишь тот, кто просыпался ночами от плача младенца и помогал родителям с ним управляться.
А у общества интересный взгляд на подобные вещи. Получая образование по специальности, человек обязан пройти практику. Но до самой тяжелой работы, воспитания детей, допускается любой без всякой подготовки. А от женщин к тому же требуют (материнский инстинкт же) быть в этом деле знатоками по умолчанию.
В дикой природе первый помет млекопитающей самки нередко умирает в первые же месяцы жизни. Материнский инстинкт опыта не заменит.
Данная проблема, увы, нерешаема. Подобный опыт могут получить только старшие дети, имеющие большую разницу в возрасте с младшими (не меньше пяти лет). То есть, средняя многодетная семья тут тоже не подойдет.
Чем можно помочь? По возможности, давать подрастающему поколению нянчиться с детьми знакомых и родственников, если есть такая возможность. Даже нескольких совместных прогулок хватит, чтобы понять несколько простых вещей:
- детский лепет кажется забавным первые пять минут. На втором часу общения может захотеться взвыть;
- маленькие дети не понимают, что такое частная собственность. Поэтому они, глазом не моргнув, могут стащить чужую игрушку/яркий шуршащий пакет со всем содержимым/красивые солнечные очки/в принципе все, что могут унести. Нужно не упустить этот момент;
- маленькие дети жаждут внимания старших, и могут пойти на много, чтобы его прилечь. Например. специально падать, чтобы старшие их поднимали. И их нелегко отучить от таких привычек;
- маленькие дети неусидчивы и неопытны, но не глупы. Они начинают понимать речь задолго до того, как начинают членораздельно разговаривать. С ними вполне реально договориться, если не получается, значит, либо вы подбираете неправильные слова, либо они балуются (что есть проявление агрессии, и это отдельная история);
- как брать детей на ручки. Потому что без практики страшно.
По крайней мере, дети перестанут быть чем-то неизвестным. Именно неизвестность порождает две крайности: страх перед детьми и их идеализация. Первое ведет к страху перед беременностью ( далее по Петровой Е. Ю. "Страхи женщин в связи с будущей беременностью и помощь психолога"), второе - к разочарованию, которое усугубляет депрессию и портит отношения между родителями ребенка.
Как уже говорилось проблема полностью не решаема. Что остается? Будущим родителям - мужаться. Окружению - помогать, чем могут. Ибо такова жизнь.