Найти тему
МХТ имени А.П. Чехова

Главный по тарелочкам

В Художественном театре был легендарный буфетчик Алексей Александрович Прокофьев (1872 – 1941). В МХТ он служил со дня основания, а до этого был знаком с К.С. Станиславским по Обществу искусства и литературы. Знала его без преувеличения вся театральная Москва. Дело в том, что Прокофьев никогда не занимался «бизнесом», никогда не стремился в первую очередь заработать. Он так страстно любил театр, что мечтал лишь об одном – служить искусству и его людям. А что значило в его случае «служить»? Это значило вкусно, сытно и питательно накормить. Что Алексей Александрович изо всех сил и старался делать – даже в самые голодные послереволюционные годы.

Летом 2022 года исполнилось 150 лет со дня рождения этого замечательного человека. Его архив хранится в Музее МХАТ (фонд 281). Сегодня наш рассказ – об Алексее Александровиче Прокофьеве.

Алексей Александрович Прокофьев
Алексей Александрович Прокофьев

Работать Прокофьев начал в 9 лет, мальчиком при буфете Пушкинского театра, где давали спектакли артисты-любители, да так при театрах и остался. До МХТ где он только ни служил: и в Малом театре, и в театре «Парадиз», и в театре «Скоморох», и в дачных театрах, где летом выступали самые знаменитые артисты и певцы. Всё, естественно, в буфетах.

«Хорошо меня знал и любил Ф.И. Шаляпин, который поступил только что в театр Солодовникова к С.И. Мамонтову, всегда мне должал за водку, которую он любил, но я всегда делился со всеми артистами всем, что у меня было»,

– пишет Прокофьев в своей автобиографии. А следом рассказывает трогательную историю о том, как в 1894 году в его пользу в театре «Парадиз» был дан благотворительный концерт, в котором участвовали разные знаменитости, ведь жил Алексей Александрович очень бедно. И как на вырученные от концерта 2000 рублей он смог жениться. Избранницей его стала столь же бедная девушка, как и он сам, дочь музыканта военного училища.

Когда в начале 1898 года прошел слух, что в Москве будет организован новый театр, Прокофьев сразу же туда устремился. Но узнал, что играть театр собирается в помещении «Эрмитажа» в Каретном ряду, и что буфет в нем будет держать владелец сада и театра «Эрмитаж» Яков Щукин. Это не остановило Прокофьева: используя свое знакомство с артистами Художественного театра Николаем Александровым и Александром Вишневским, он договорился, что станет поставлять обеды в Пушкино, где шли репетиции новой труппы. Так он попал в МХТ.

«Когда театр перешел в Камергерский пер., я уже заведовал всеми буфетами и для артистов, и для публики, но хозяином был Театр. Я очень старался угодить, особенно артистам, а также публике, и К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко меня стали рекомендовать в другие буфеты, послали на Казанский вокзал, где я тоже сумел себя поставить, затем в Немецком клубе был 8 лет заведующим на жаловании, туда приезжали знаменитые рестораторы и смотрели, как поставлено дело и как принимают посетителя. Денег у меня никогда не было. Мне очень многие хорошие люди давали деньги на дела, и я брался и всегда с благодарностью отдавал им».

Это тоже из автобиографии.

В страшные годы Гражданской войны Алексей Прокофьев как-то умудрялся кормить сотрудников МХТ. В докладной записке, адресованной Пленуму РАБИС, от 12 декабря 1938 года, он упоминает об этом так:

«Столовая при театре основана по моей инициативе в 1918 году, меню было очень скромное, и обеды были тоже скромные, но питательные и доброкачественные. Обедали все артисты, и никаких жалоб и нареканий с их стороны не было, кроме благодарности. В 1919 году, когда трудно было доставать продукты, я все же их доставал, и столовая работала».

Знаменитый замдиректора МХАТа Федор Михальский в своей книге «Дни и люди Художественного театра» рассказывает о том, как стараниями Алексея Александровича удалось устроить встречу нового, 1919 года. Как ужинали капустой, картофельными котлетами и морковными пирожными и «поднимали бокалы сладковатой, на сахарине, воды за процветание родного театра».

Банкет части труппы МХАТа, отъезжающей на заграничные гастроли. 1922 г.
Банкет части труппы МХАТа, отъезжающей на заграничные гастроли. 1922 г.

Когда наступил НЭП, дирекция МХАТа предложила Прокофьеву взять буфет в аренду. Буфетом при театре он владел с 1925 по 1929 или по 1930 год. Вероятно, в 1920-е это действительно было удачным выходом из положения, но наступила другая эпоха, и частных предпринимателей и торговцев начали преследовать. Как частник, в 1930 году Прокофьев стал лишенцем, был поражен в избирательных правах, и члены дирекции и ведущие артисты МХАТа ходатайствовали в Московскую областную избирательную комиссию о том, чтобы его в этих правах восстановили.

А 9 декабря 1932 года Прокофьева арестовали. Очевидно, что его арест был связан все с той же арендой буфета, то есть с коммерческой деятельностью периода НЭПа.

Пытаясь отстоять ценного и любимого сотрудника, Станиславский написал письмо наркому внутренних дел Генриху Ягоде:

«Исключительная любовь и преданность А.А. Прокофьева делу театра в связи с безусловной честностью в исполнении своих обязанностей заставляют меня убедительнейше просить Вас лично ознакомиться с его делом и отнестись к нему снисходительно, так как мне не хочется верить, что А.А.Прокофьев мог допустить ошибку в работе из побуждений личного интереса. 60-летний возраст А.А.Прокофьева и его тяжелая сердечная болезнь дают мне надежду, что Вы, глубокоуважаемый Генрих Григорьевич, не откажете мне в моей просьбе о возможном смягчении его участи».

Алексея Александровича тогда действительно удалось отстоять: его освободили.

В 1930-е годы в Художественном театре осталось не так много людей, которые присутствовали при его создании. Чем дальше, тем больше основоположники МХАТа воспринимали Алексея Александровича почти как члена семьи. А тот всегда помнил их именины, дни рождения и другие важные даты, да и просто баловал их подарками без всякого повода.

Письма к Прокофьеву от Лилиной, Немировича-Данченко, Москвина, которые хранятся в архиве Музея МХАТ, лапидарны, но полны настоящей нежности.

Вот, например, телеграмма от Константина Сергеевича Станиславского (год отправления неизвестен):

«14 июня
Москва МХАТ Алексею Александровичу Прокофьеву
Глубоко тронут памятью и вниманием благодарю за баловство вкусными вещами. Станиславский».
Телеграмма Станиславского Прокофьеву
Телеграмма Станиславского Прокофьеву

Очень любила Алексея Александровича жена Станиславского Мария Петровна Лилина. В архиве в Музее МХАТ хранится несколько ее теплых и заботливых писем Прокофьеву. Процитируем одно, написанное после смерти мужа:

«15 апреля, Москва
Дорогой, милый Алексей Александрович,
Вы меня страшно трогаете Вашим вниманием. Как Вы запомнили день моих именин, это удивительно; спасибо и за фрукты, которые мне рекомендовали кушать больше.
Вчера была на кладбище и отвезла часть цветов, которые получила в изобилии. Светило солнышко, и казалось, что цветы смогут долго украшать могилу; а сегодня у нас опять белоснежная зима, как печально. Крепко жму Вашу руку и обнимаю Вас, любя».

В апреле 1941 года во МХАТе отметили 60-летий юбилей служения искусству театра Алексея Александровича Прокофьева. А в августе того же года он умер. И, будто фотография, отпечаталось в памяти описание мхатовского чайного буфета начала 1930-х годов, которое дает в своей «Грустной книге» Софья Пилявская:

«Дневной чайный буфет Художественного театра притягивал как магнитом, но в первый свой год в театре мы входить туда не решались. Там сиживали драгоценные наши “старики” первого поколения, и каждого из них окружали группы молодых, тогда уже известных и очень любимых “вторых”. (Константин Сергеевич и Владимир Иванович в буфет обычно не входили, только в особых случаях.) Частенько во время этих посиделок “старики” что-то тихонько рассказывали, например, Михаил Михайлович Тарханов. А он был неистощим. “Молодежь” давилась смехом, но, если становилось невмоготу и смех прорывался – так, Б. Добронравов не умел смеяться тихо, – тогда в проеме арки возникала строгая фигура помощника режиссера, который внятно произносил: “Мешаете!” Тут же все стихало. Но жизнь в буфете с огромным самоваром, где за стойкой стоял старик Алексей Алексеевич Прокофьев, служивший еще со времен “Общества искусства” у Константина Сергеевича, продолжалась».

Полностью материал об Алексее Прокофьеве можно прочесть в газете «Экран и сцена»:

Епиходов, влюбленный в театр | Газета о театре и кино. (screenstage.ru)

Автор текста: Александра Машукова

Фото из фондов Музея МХАТ

#мхт #энергия места #история #буфетчик прокофьев

Также будет интересно:

Невыживший

Театральный роман Александра Бенуа

Молодые и честные