В кассу была небольшая очередь: один человек рассчитывался. За ним я стояла с корзинкой. За мной подошла и встала женщина с мальчиком. Всё мирно и тихо. И быстро.
Вдруг появилась женщина средних лет в берете с тележкой. Тележку катил муж. Много покупок!
И женщина, приятно улыбаясь, сказала: «мы очень извиняемся, но пустите нас без очереди, у нас процедуры!».
Тут санаторий рядом. Вот в нем и процедуры, - это слово женщина произнесла очень веско и со значением.
Это означало, что они не простые местные жители. А привилегированные отдыхающие из санатория. Муж женщины говорил: «миллион извинений!», отталкивая меня тележкой от кассы.
Я отошла, пропустила; хотя в тележке было полно продуктов. Это надолго. Женщина продолжала извиняться; мол, пардон, пардон, но у нас процедуры! Вы здесь живете и никуда не торопитесь. Вам хорошо. А нам надо на процедуры успеть!
Я спокойно заметила, что все торопятся. Меня в машине ждёт муж и собачка. Я купила только бутылку минеральной воды и несколько пакетиков корма для кошек; их здесь много. А женщина с мальчиком купила пакет гречки и кефир. Мало покупок.
Но покупательница в берете на мои слова не реагировала. Она продолжала извиняться и выкладывать покупки. И улыбаться приятной улыбкой: «мы торопимся на процедуры, извиняемся! У нас процедуры!»…
Вот эти извинения мне знакомы. Это же из песни:
«Пардон, мадам, снимите ваше ожерелье,
Ну-ну, не плачьте, я ж вас до смерти жалею!
Снимите, будьте так добры, вас умоляю,
Прошу учесть, что два раза не повторяю».
Они были похожи на грабителей, эти муж и жена с тележкой. И их извинения были грабительскими извинениями. Кассир сказала: «встаньте в очередь, я быстро отпущу покупателей!», - но куда там. Перед ней уже лежала гора покупок из тележки. А дама в берете громко и весело отвечала: «мы извиняемся, но нам надо успеть на процедуры!».
Они ушли с пакетами, рассчитавшись, эти люди первого сорта. На прощанье дама ещё раз извинилась. И сказала, что у нас в деревне ей нравится.
Видимо, деревенские жители уступчивы. Их легко растолкать тележкой.
Я предложила маме с мальчиком пройти вперёд. Мальчику жарко, он устал! Но мама ответила, что они честные. Спасибо. Сначала я, потом они. Это честно!
И мальчик покивал степенно и важно; очередь надо честно соблюдать.
А извиняться не надо иногда. Есть извинения, которые звучат издевательски, глумливо, как в песне; когда вас грабят, отталкивают, едят и извиняются. И говорят не «извините», а «извиняюсь!», - «миль пардон»… Лучше молча всех оттолкнуть или вырвать из рук желаемое.
Тогда хотя бы честно будет. Откровенно. Отдайте, снимите, посторонитесь, обслужите, да побыстрее!
Но это до поры до времени работает. В один прекрасный день можно попасть в самый конец очереди. Или, наоборот, без очереди получить процедуру. На которую попасть не хотел, - но ее назначили свыше. И наказали примерно; без очереди. Не слушая извинения…
Анна Кирьянова