Лизу с детства воспитывали в ежовых рукавицах. Любой мелкий проступок девочки наказывался углом. Родители никогда не поднимали на нее руку, могли обидеть только словом. А вот бабушка порой не сдерживалась, и находила помощника по воспитанию в старом, кожаном ремне. Слезы внучки никогда не топили сердце старой, наоборот, ею овладевала дьявольщина. А позже, когда соседи по чугунным трубам стучали, мол надоели крики, или силы у бабки заканчивались, женщина шла в свою комнату, чтобы замолить свой грех. Так она сама себя и прощала.
Конечно не всегда Лиза попадала под горячую руку своей бабушки. Во-первых, жила она у нее не часто, лишь тогда, когда у родителей совпадали ночные смены, и с девочкой никто не мог остаться. А во-вторых, иногда у бабки просто было хорошее настроение. То сосед сделал комплимент увядающей красоте старой, то давний друг в гости заглянет, хорошие конфеты подарит. Бабка умела находить хорошее в простом, но вот со своим гневом так и не научилась за столько лет владеть. Поэтому любой проступок Лизы был как русская рулетка, выстрелит или нет.
Много раз мать девочки видела синяки на своей малышке, но перечить Валентине Петровне она не могла. Мать мужа имела большое влияние на их семью. А отец никогда не перечил матери, считал это неуважением, да и боялся он ее до сих пор.
Дед умер еще до рождения Лизы, поэтому все мужские обязанности Валентина Петровна взяла на себя. Подняла на ноги двоих сыновей, этим она очень гордилась.
Старший брат отца Лизы пошел по стопам своего отца, стал военным. Он быстро пошел вверх по карьерной лестнице. А вот папа девочки так и не нашел свою нишу. Летом зарабатывал на полях, а зимой искал подработки. То грузчиком, то дрова пожилой соседке за копейки колол. Мама Лизы работала кухаркой в детском саду. Зарплату порой платили просроченными продуктами, или испорченной крупой.
Деньги в семье водились не часто, этим и пользовалась Валентина Петровна. Это был ее козырь, ее рычаг давления. Она умело попрекала своего сына и невестку, и всегда делала так, чтобы они были всем обязаны ей.
Несмотря на нищету и постоянное вмешательство в семью бабки, родители Лизы любили друг друга. Они учили свою дочь, что в жизни главное семья, любовь и уважение друг к другу. И когда семья вместе, все беды и невзгоды по плечу. Девочка свято верила в это, когда была наивным ребенком. Но с каждым годом, ее глаза открывались шире, и она уже не видела святость в семье.
Дети всегда были злыми, особенно по отношению к тем, кто чем-то хуже их самих, слабее.
Лиза всегда была худощавой девочкой, маленького роста. Ее часто дразнили тем, что она недоедает, ведь малышка всегда с большим аппетитом ела кашу из школьной столовой, когда другие демонстративно отодвигали от себя тарелки. Но постепенно издевки становились обиднее.
Девочке приходилось донашивать платья за другими. И не всегда это были платья, штаны и кофты порой были пацанячими. То маме кто-то на работе отдаст, то бабка выкупит чужое старье за копейки. Но на день рождение родители всегда пытались удивить девочку новыми вещами. Но это было раз в год.
Даже на Новый Год Лиза никогда не ждала подарков, как другие дети. Потому что родителям пришлось рассказать девочке с малолетства, что никакого Деда Мороза не существует, а подарки под елкой появлялись лишь благодаря родителям. Ведь не всегда удавалось даже накрыть праздничный стол. Поэтому в новогоднюю сказку не было веры.
Несмотря на все, роднее родителей у Лизы никого не было. Она любила их, по своему. Но ей не давало покоя то, что они варятся во всем этом, и ничего не пытаются изменить в своей жизни.
По ночам она всегда мечтала. Это было ее любимое занятие. Ведь только в мечтах она могла носить новое, красивое платье, жить среди новой мебели, которую могла подсмотреть лишь на витринах магазина. Только там, она могла жить так, чтобы ни от кого не зависеть. Делать то, и жить так, как хочет она сама. Этим она и жила, мечтами.
От Валентины Петровны она часто слышала, что если Лиза хочет жить иначе, не так, как ее родители, то надо усердно учиться, ведь только с должным образованием можно многого добиться. С этим она была согласна со своей бабкой.
За плечами мамы Лизы было лишь шесть классов, а отец всегда плохо учился. По рассказам бабушки только с божьей помощью он поступил в колледж на механика. Это была единственная гордость за сына, потому что он так и не доучился.
Еще Лиза любила своего дядьку Володю, брата отца. У Владимира долгое время не было своих детей, у жены были проблемы со здоровьем из-за которых у них не получалось обзавестись потомством. Поэтому приезды дяди были всегда праздником. И на столе были продукты которые семья не могла позволить купить себе. И игрушки он дарил новые, не тронутые.
Из-за работы дядька всегда был в разъездах, часто от него не было никаких вестей. Но вот когда Лизе было двенадцать лет, от него пришло письмо. Кроме письма, в конверте было фото новорожденного мальчика. Оказалось, что жене Владимира наконец-то удалось забеременеть и родить здорового ребенка.
Тогда-то Лиза поняла, что теперь она не будет любимицей своего дядьки. И теперь она была не единственной внучкой у Валентины Петровны. Хоть она и не любила свою бабку, ей было обидно, что теперь все разговоры были о младенце.
К этому времени обидчиков у Лизы становилось все меньше, можно было отдать должное бабке. От нее девочка научилась лихо сквернословить. Да и уворачивалась она от Валентины умело, так и научилась давать по носу обидчикам. Несмотря на худобу, многие побаивались ее.
Всю свою жизнь девочка прожила в старом доме на окраине города. Родители купили его в надежде сделать хороший ремонт, чтобы тот стал пригодным для жизни. Да вот ремонт затянулся на долгие годы. Конечно дыр в стенах не было, окна были на месте. Но в бурю порой казалось, что дом вот-вот рухнет.
А вот Валентина Петровна жила в двухкомнатной квартире. Этим она часто попрекала семью своего сына. И хоть Лиза не нашла общего языка со своей бабкой, ей нравилось бывать у нее в гостях, хоть там она могла насладиться цивилизацией.
Так и жили, пока в один серый день не начался пожар в соседском сарае. Огонь быстро перешел на соседнюю постройку, на дом семьи Лизы.
Пламя быстро распространялось, ведь дом был старый, дерево давно уже высохло. Это было утро выходного дня, все еще спали, поэтому среагировать быстро не получилось.
Лиза проснулась от резкого крика отца, который уже поднимал свою дочь с постели.
- Лиза, беги быстрее на улицу! - прокричал отец, когда она открыла глаза.
Состояние было затуманенное. Толи от неожиданного пробуждения, толи из-за дыма, которым Лиза успела надышаться. Но она послушно побежала к выходу.
На улице ее ждала зареванная мать и соседи. Женщины громко охали и ахали, а мужики таскали ведра с водой, пытались потушить пожар.
Отдышавшись, Лиза обернулась на свой дом. Слезы неконтролируемо хлынули из ее глаз. Весь дом был в огне. Как она смогла добежать до выхода, она не понимала.
- Да где же он... - сквозь слезы шептала мать.
Лиза увидела панику в глазах матери. Она также начала смотреть на выход, ждала, когда отец выйдет вслед за Лизой. Но этого так и не случилось...
Похороны были скромными. На крест еле хватило денег. Владимир не смог присутствовать на похоронах брата, но обещал выслать денег на хорошую оградку и памятник.
Про деньги он не соврал, пришло даже больше, чем ожидала Валентина. Только вот памятник сыну она так и не поставила, посчитав, что на эти деньги можно прожить пару месяцев.
Дом сгорел полностью. Поэтому Лизе с матерью пришлось перебраться к Валентине Петровне. Каждую ночь девочка плакала и корила себя за желание жить в бабушкиной квартире, ведь не такую цену она хотела заплатить.
Бабка поначалу молчала, но потом ее бесы стали выбираться наружу. Она стала часто попрекать мать Лизы куском хлеба.
- Внучку я свою накормлю, а на кой ты мне сдалась здесь! - говорила Валентина.
Постепенно мать девочки перестала приходить домой. Объясняла это тем, что нашла новую работу. Но заработанных денег никто не видел.
Однажды, идя со школы домой вместе с одноклассницей, Лиза увидела свою мать в компании незнакомых мужчин у ларька с пивом. Женщина была нетрезва.
Тогда девочка постеснялась подходить к своей маме. Но теперь она знала, где пропадала женщина.
Через год поздним вечером, когда Лиза делала уроки, а бабка уже засыпала под чтение внучки, в дверь постучали.
На пороге стоял милиционер, который сообщил, что Лиза осталась полной сиротой.
Наверно только тогда, у бабки проснулись теплые чувства к внучке. В ту ночь она впервые так крепко обняла ее, и не отпускала до рассвета.
- Ничего маленькая, все будет хорошо! Справимся! - шептала на ухо бабушка утопающей в своих слезах внучке...
СЛЕДУЮЩАЯ ЧАСТЬ // НАВИГАЦИЯ ПО КАНАЛУ
Дорогой читатель,
Канал долгое время не обновлялся. Прошу поддержать данную публикацию лайком и комментарием! Спасибо!