В жизни каждой страны имеются страницы как хорошие, так и, мягко говоря, малопривлекательные. К последним в России относится крепостное право. Около 350 лет крестьяне практически были лишены всех прав. И, конечно же, крепостнические порядки сурово осуждались прогрессивными людьми. В силу их возможностей.
Николай Васильевич Неврев, русский живописец, один из ярких представителей Товарищества передвижных художественных выставок, выразил свое отношение картиной.
Давайте познакомимся с одной из самых известных картин художника «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого».
Картина написана уже после отмены крепостного права, в 1866 году. Поэтому у неё имеется подзаголовок «Из недавнего прошлого».
Вроде бы ничего особенного в картине нет. На первый взгляд вполне бытовая, даже какая-то домашняя картина. Два человека сидят за столом и беседуют за графинчиком наливочки. Рядом со столом девушка, у дверей толпятся крестьяне.
Почти идиллия. И только само название ставит все по местам. Торг. И торг ничем-нибудь, а людьми. И всю противоестественность, всё безобразие и передал Неврев на своей картине.
Справа за столом сидит хозяин в халате и с трубкой.
Ведь по всему видно, образованный человек. На полках у него книги, книги даже на полу. На видном месте барометр. На стене большая картина. Рядом с ней портреты Мирабо, известного деятеля французской буржуазной революции, и Александра I, российского императора, который хотел казаться просвещенным монархом. Считает, наверное, себя прогрессивным, шагающим со временем в ногу, человеком. А вот продажа живых людей считается нормой.
Пришел к нему, видимо, сосед.
И поговорить бы им об искусстве или, в крайнем случае, о погоде. Так нет, заключают они сделку. А на кону молодая девушка.
А у дверей еще стоят. Их тоже надо рассмотреть, обсудить.
Разве не страшная история? Сделка о продаже человека. Возможно, показ этого будничного для тех времен события и есть вершина гениальности обличения российского зла.
Сейчас картина Неврева хранится в Третьяковской галерее. Интересна история, как она туда попала.
Картину в плохом состоянии нашли на чердаке одного московского дома при разборке старья. Известно, что у художника картину купил некто Н. Карзинкин.
Через некоторое время появилась новая мода, дескать, бытовые картины больше не годятся для интерьеров, и теперь гостиные следует украшать портретами. И Карзинкин забросил полотно подальше.
Хранилось картина не слишком бережно, настолько, что даже прорвалась — как раз на лице продаваемой крестьянки. П. М. Третьяков отреставрировал картину и выставил на всеобщее обозрение. Произведение имело большой успех и признание.