Жители славного города Ухта, тогда ещё в Коми АССР, которым сегодня уже 60+, конечно помнят этот детский магазин «Орлёнок».
Когда он только открылся, вся городская детвора бегала смотреть на замечательное оформление центральной витрины нового магазина. Главной рекламной «фишкой» за стеклом были доктор Айболит и бегемот.
Они двигались и были как живые. Доктор сидел и слушал через фонендоскоп дыхание бегемота, а бегемот открывал рот и ждал, когда доктор закончит осмотр. В конце доктор брал в руку лапу бегемота и смотрел на часы, по движениям его губ можно было понять, что он считает пульс. Кроме основных фигур — Айболита и бегемота, в рекламе были и второстепенные: верблюд, на котором были размещены игрушки из ассортимента магазина, и страус с завязанной шеей, который ждал приема у врача.
Появлению этих двигающихся фигур ухтинцы были обязаны тогдашнему начальнику УРСа объединения «Коминефть» Михаилу Ивановичу Брежневу (не брат, не сват и не родственник, просто однофамилец дорогого Леонида Ильича). В 1965 году, отдыхая на Рижском взморье, он зашел в Рижский универмаг «Детский мир» и, увидев это чудо, загорелся идеей установки Айболита и Бегемота в витрине магазина, который вот-вот должен был открыться в городе Ухта на улице Ленина. Так, Айболит приехал в Ухту и обосновался в витрине детского магазина «Орлёнок». По тем временам стоило это чудо рекламной техники немало — 2 763 рубля 21коп., но оно того стоило. Ажиотаж у витрины магазина был необыкновенный, на Айболита приходили смотреть со всего города и дети и взрослые. К сожалению, просуществовала эта инсталляция чуть больше года. Сначала фигуры перестали двигаться, а затем и вовсе исчезли из витрины магазина. Видимо не нашлось в Ухте специалистов по обслуживанию и ремонту тонкой механики героев любимой нами детской сказки в стихах Корнея Чуковского.
Фигуры доктора и бегемота были сделаны из папье-маше, а создателем этой «динамичной сюжетной рекламы» (этот термин придумал сам автор рекламы) — был художник-конструктор из Риги Адриан Пабианс.
Основным местом его работы с 1964г. был рижский универмаг «Детский мир» где он создавал свои рекламные композиции вплоть до выхода на заслуженный отдых в 1979 году.
Первым его произведением был Айболит, а в 1967г, появился «Театр Буратино». Пабианс создал в этой рекламе четыре сценки. В одной из них Мальвина качала головой и возмущённо взмахивала руками, когда Буратино, сидя за столом, пил какао прямо из чайника, на второй картине злой Карабас Барабас пытался поймать Буратино, но его борода приклеивалась к дереву и деревянному мальчику удавалось улизнуть. В следующей картине лиса Алиса и кот Базилио уговаривали Буратино закопать свои деньги под деревом на Поле чудес. В последней сценке зрители видели Буратино с книжкой в руках, которую он читал, а в качестве слушателей выступали черепаха Тортилла и игрушки из магазина.
В 1974 году в витрине универмага появилась рекламная композиция «Цирк».
А потом были «Белоснежка и семь гномов» (1981г.) и «Дятел на дереве» (1988г.). Пабианс создавал движущиеся рекламные инсталляции даже будучи на заслуженном отдыхе. Механизмы с его рекламой размещались не только в витрине у главного входа, но и на крыше магазина.
Последнее творение мастера динамичной сюжетной рекламы – «Дети медведя Айя» было представлено публике в июне 1990г, когда автору было уже 82 года.
Спустя два года, 14 января 1993 года, Адриана Пабианса не стало.