Найти тему
Владимир Гирин

Магазин из детства «Орлёнок», доктор Айболит и король сюжетной рекламы из Риги.

Жители славного города Ухта, тогда ещё в Коми АССР, которым сегодня уже 60+, конечно помнят этот детский магазин «Орлёнок».

Когда он только открылся, вся городская детвора бегала смотреть на замечательное оформление центральной витрины нового магазина. Главной рекламной «фишкой» за стеклом были доктор Айболит и бегемот.

Добрый  доктор Айболит.
Добрый доктор Айболит.

Они двигались и были как живые. Доктор сидел и слушал через фонендоскоп дыхание бегемота, а бегемот открывал рот и ждал, когда доктор закончит осмотр. В конце доктор брал в руку лапу бегемота и смотрел на часы, по движениям его губ можно было понять, что он считает пульс. Кроме основных фигур — Айболита и бегемота, в рекламе были и второстепенные: верблюд, на котором были размещены игрушки из ассортимента магазина, и страус с завязанной шеей, который ждал приема у врача.

Появлению этих двигающихся фигур ухтинцы были обязаны тогдашнему начальнику УРСа объединения «Коминефть» Михаилу Ивановичу Брежневу (не брат, не сват и не родственник, просто однофамилец дорогого Леонида Ильича). В 1965 году, отдыхая на Рижском взморье, он зашел в Рижский универмаг «Детский мир» и, увидев это чудо, загорелся идеей установки Айболита и Бегемота в витрине магазина, который вот-вот должен был открыться в городе Ухта на улице Ленина. Так, Айболит приехал в Ухту и обосновался в витрине детского магазина «Орлёнок». По тем временам стоило это чудо рекламной техники немало — 2 763 рубля 21коп., но оно того стоило. Ажиотаж у витрины магазина был необыкновенный, на Айболита приходили смотреть со всего города и дети и взрослые. К сожалению, просуществовала эта инсталляция чуть больше года. Сначала фигуры перестали двигаться, а затем и вовсе исчезли из витрины магазина. Видимо не нашлось в Ухте специалистов по обслуживанию и ремонту тонкой механики героев любимой нами детской сказки в стихах Корнея Чуковского.

Фигуры доктора и бегемота были сделаны из папье-маше, а создателем этой «динамичной сюжетной рекламы» (этот термин придумал сам автор рекламы) — был художник-конструктор из Риги Адриан Пабианс.

Адриан Пабианс со своими подопечными.
Адриан Пабианс со своими подопечными.

Основным местом его работы с 1964г. был рижский универмаг «Детский мир» где он создавал свои рекламные композиции вплоть до выхода на заслуженный отдых в 1979 году.

Первым его произведением был Айболит, а в 1967г, появился «Театр Буратино». Пабианс создал в этой рекламе четыре сценки. В одной из них Мальвина качала головой и возмущённо взмахивала руками, когда Буратино, сидя за столом, пил какао прямо из чайника, на второй картине злой Карабас Барабас пытался поймать Буратино, но его борода приклеивалась к дереву и деревянному мальчику удавалось улизнуть. В следующей картине лиса Алиса и кот Базилио уговаривали Буратино закопать свои деньги под деревом на Поле чудес. В последней сценке зрители видели Буратино с книжкой в руках, которую он читал, а в качестве слушателей выступали черепаха Тортилла и игрушки из магазина.

Витрина «Детского мира» с композицией "Театр Буратино". Рига, 1970е годы.
Витрина «Детского мира» с композицией "Театр Буратино". Рига, 1970е годы.
 «Театр Буратино». Алиса, кот Базилио и Буратино идут в страну дураков.
«Театр Буратино». Алиса, кот Базилио и Буратино идут в страну дураков.

В 1974 году в витрине универмага появилась рекламная композиция «Цирк».

Адриан Пабианс с героями «Цирка» черепахой и зайцем.
Адриан Пабианс с героями «Цирка» черепахой и зайцем.
Витрина с композицией «Цирк».
Витрина с композицией «Цирк».

А потом были «Белоснежка и семь гномов» (1981г.) и «Дятел на дереве» (1988г.). Пабианс создавал движущиеся рекламные инсталляции даже будучи на заслуженном отдыхе. Механизмы с его рекламой размещались не только в витрине у главного входа, но и на крыше магазина.

Витрина у главного входа в «Детский мир» с рекламой на крыше. Рига.
Витрина у главного входа в «Детский мир» с рекламой на крыше. Рига.

Последнее творение мастера динамичной сюжетной рекламы – «Дети медведя Айя» было представлено публике в июне 1990г, когда автору было уже 82 года.

Спустя два года, 14 января 1993 года, Адриана Пабианса не стало.