Найти тему
Путь бедняка

Киноуроки в школах: фильм "Письма"

Оглавление

Этот фильм оказался сложнее, чем все другие, о которых я тут уже писал. Оно и понятно - он про старших школьников, про выпускников. А это ведь уже не подростки, а по сути взрослые люди, и эмоциональный мир у них шире, богаче и сложнее, чем у подростков. Мне даже пришлось посмотреть ленту дважды, чтобы сформировать своё мнение о ней.

Проект "Киноуроки", фильм "Письма"
Проект "Киноуроки", фильм "Письма"

Про что кино?

Фильм называется "Письма". Это те письма, которые стали смыслом жизни для Полины. Письма детей, живущих в больницах, находящихся в листе ожидания на операцию. Она сама тоже почти с рождения жила в больнице с врождённым пороком сердца, и была в таком листе. А теперь она выписалась здоровой. Это означает: кто-то погиб, а сердце досталось ей. И вот она, зная, что ей осталось не многим больше 10-15 лет жизни, тратит теперь своё новое, чужое сердце на этих детей.

Впрочем, это всё зрители легко поймут и сами. Мне интереснее то, что произошло потом, когда она появилась в обычной школе.

Мы видим, что Полина два месяца попробовала пожить обычной жизнью - ходить в школу, как все, общаться со сверстниками, как все. Петь песни, делать музыку, знакомиться, влюбляться, расставаться. Всего два месяца за все школьные годы... Не получилось. Она ушла из школы обратно на домашнее обучение. Почему же?

Проект "Киноуроки", фильм "Письма"
Проект "Киноуроки", фильм "Письма"

Формально, по первому слою смысла - из-за токсичных отношений внутри компании. А если поразмышлять после фильма, сидя в тишине, то получится, что этот мир ей просто чужой! А настоящий мир для неё - эти вот письма, и эти дети, которые ей пишут. Ценность этого мира для неё выше, потому что она сама из него вышла. Он и есть настоящий. А новый мир одноклассников... Кирилл и Вадим наперебой конкурируют за её внимание, а Светлана строит пакости, пытаясь остаться для парней единственной музой... Это всё выглядит просто картонной декорацией, если сопоставить с миром больных детей. Разве нет?

Вот в методичке к фильму задаётся вопрос: почему после кульминации (после инцидента на рокфесте) Полина просто ушла, даже не попрощавшись и не увидевшись ни с кем из бывших приятелей? Пфф, да я бы тоже ушёл на её месте! После того случая стало окончательно понятно, что она здесь чужая.

Проект "Киноуроки", фильм "Письма"
Проект "Киноуроки", фильм "Письма"

А вот ещё один вопрос из методички: почему Вадим в итоге написал Полине бумажное письмо? По старинному - авторучкой от руки. Кто-то поймёт сразу, а кому-то потребуется известная душевная работа и время. Моё мнение - это была попытка тоже войти в мир Полины. Никак по другому у него не получилось; всё, что он умел, все его навыки общения были "от мира сего", а Полина оказалась "не от мира сего". А это, между прочим, Иисус про себя сказал, если кто забыл.

Загадочности

В финале фильма происходит почти паранормальная, почти пугающая сцена. Полина как обычно в своей комнате (это важно!) читает новые письма от детей, натыкается на письмо Вадима... и тут этот Вадим подходит к ней сзади, из глубины комнаты! Знаете, у меня здесь мурашки разбежались по коже! Как он здесь оказался?! И мне в первую минуту подумалось, что это метафора - что Полина уже ушла! Что отведённый срок жизни для неё уже закончился. И там, за гранью жизни, она продолжает читать письма, и представляет при этом, с кем бы она хотела быть дальше...

Потом я успокоился, и подумал, что есть более простое объяснение, не настолько потустороннее. Они просто уже вместе! И пока она разбирала свои очередные письма, Вадим на кухне готовил для них ужин. То есть она всё же дала Вадиму ещё один шанс, как он и просил в своём письме! И на этот раз всё получилось. А письмо это просто попалось ей случайно в той пачке, и она перечитывала его уже не в первый раз. Может такое быть?

И кстати, в методичке, подготовленной создателями фильма, таких вот вопросов ещё больше! Их там хватит на целый классный час, а то и не один!

Куда смотреть?

Теперь немного моих находок, наблюдений за деталями. Нас ведь предупреждали, что в хорошем фильме важна каждая мелочь! А я люблю разглядывать мелочи.

Обращаю внимание на показательный диалог двух главных героев при начале их знакомства:

- Я однажды встретила ангела, который рассказал, зачем мне нужна моя жизнь.

- Повезло тебе! Мне бы такого ангела встретить!

На самом деле, именно в таком вот возрасте люди и вынуждены мучительно искать ответ на главнейший вопрос: зачем им дана жизнь? Зачем это всё? Полина уже знает ответ, а Вадим ещё ищет.

Ну и вот, во время этого разговора (посмотрите на скриншот!) - двое сидят на сцене на фоне двух кругов света на заднике. Не одного, а двух! Да и снята эта сцена почему-то с рук, без штатива и даже без стадикама. Заметили? Не усмехайтесь пренебрежительно - каждая подобная деталь так или иначе работает на замысел режиссёра, даже если считывается только подсознанием.

Проект "Киноуроки", фильм "Письма"
Проект "Киноуроки", фильм "Письма"

Дальше, ещё один скриншот. Комната в квартире Полины. Картина на стене... Знаете, что это? Пимен Орлов "Октябрьский праздник в Риме". Двое влюблённых пьют вино и вообще мило общаются. Случайно ли именно эту картину поместили в кадр, как думаете? :)

(Мне, как давно не подростку, такие сюжеты уже равнодушны. У меня в комнате над рабочим столом висит репродукция Николая Константиновича Рериха. Каждому возрасту своя живопись).

Проект "Киноуроки", фильм "Письма"
Проект "Киноуроки", фильм "Письма"

А чуть позже, когда герои уже сидят на диване под этой картиной, Полина произносит: "Меня разочаровали не вы, а я. Я совсем не такая, как о себе думала." Она это поняла только когда вышла из узкого больничного круга в большую жизнь. Есть, о чём поразмыслить, правда? Может, и вы сами тоже однажды с ужасом это про себя обнаруживали?

Дальше. Те самые письма от детей. Конверт видите? Чей портрет на конверте? Леонид Утёсов. Не что-нибудь абстрактное или нейтральное. Почему он? Видимо, просто не нашли конверта с портретом исполнителя романсов. :)

Проект "Киноуроки", фильм "Письма"
Проект "Киноуроки", фильм "Письма"

Ещё один скриншот. Светлана в гримёрке перед концертом. Авторы фильма сами обращают наше внимание на этот кадр: в зеркалах сразу три её отражения! Этот образ считывается довольно легко, по-моему: отражение в зеркале, это символ влюблённости в себя, нарциссизма. Собственно, Нарцисса, героя древних мифов, именно так всегда и изображают: он любуется собой в отражении на воде.

Проект "Киноуроки", фильм "Письма"
Проект "Киноуроки", фильм "Письма"

Вот и ещё одна примечательная фраза: "Если ты классическую музыку любишь, значит, и рок тебе понравится!" Всецело понимаю! :) Я напомню забытый факт: рок-группа Accept ещё в 90-е годы выпускала целые альбомы рок-обработки классической музыки. Наибольшей популярностью у фанатов пользовался Вивальди.

А современные команды то и дело заряжают концерты с симфоническими оркестрами. А это ведь вовсе не просто - приходится переписывать партитуры и готовить партии для каждого инструмента оркестра. Так что вполне оправдана фраза Вадима про то, что "Бетховен - тот ещё металлист!". Рок-музыканты в самом деле так и считают. Вот только три примера, а их намного больше:

  • Легендарная "Улица Роз" из плей-листа "Классическая Ария" с симфоническим оркестром "Глобалис" под управлением Ульфа Ваденбранда.
  • "Катарсис" - "Крылья" с тем же оркестром, только дирижёр другой.
  • Кипелов - "Жить вопреки". Это, кажется, уже не Глобалис.

Немножко придирок

Нет, лучше сказать - критики! :)

Нам показали некий рок-фестиваль, на котором несколько команд играли свою музыку перед каким-то жюри (или что это было?). Меня царапнуло, что в зале все сидят! Ох, я ни разу такого не видел, хотя побывал на многих фестах. Рок-музыку, как и службу в церкви, слушают стоя.

А ещё в кульминации фильма Вадим устраивает виртуальное выступление Полины: с записью песни на большом заднике на сцене. (Скрин ниже.) Это впечатляет! Это очень интересная находка сценариста, которая реально цепляет зрителя! Только в реальности так не получится. Подобный трюк потребует длительной подготовки, в первую очередь технической. Да и репетировать такую вещь группе тоже придётся по-особому.

Проект "Киноуроки", фильм "Письма"
Проект "Киноуроки", фильм "Письма"

"Скоро будет зима. Рассмеётся февраль...". Неплохая песня, кстати! Хотя и не в моём вкусе. Вот тут можно послушать в хорошей записи. Для фильма была переписана с женским вокалом.

Итоги

А ведь я тут ещё даже не приступил к главному, к нравственному качеству, которое этот фильм освещает - целомудрие. И к тому, как поменялись жизни героев, когда в их кругу появилась Полина, его олицетворение. А эти перемены можно отслеживать по каждому герою ленты, они очень заметны. Вспомните беседу Светланы и Полины на лестнице после их знакомства. Полина откровенно не понимает, о чём Света ей говорит! Целомудрие, оно как раз такое: оно не подпускает к человеку никакую грязь жизни. Вот и Кирилл это быстро понял, выдавая свой вердикт: "Ты всё про постель, а тут про душу!" И был-то этот Кирилл раньше сердцеедом и бабником, а тут с горечью констатировал, что такая девушка уж никак не для него. Потому что он сердцеед и бабник.

Для всего этого пришлось бы писать отдельную статью! Да и вообще:

Здесь смыслов собрано на полнометражный художественный фильм, но авторам пришлось втиснуть их в 25-минутную короткометражку!

Печально.

Одним словом, эта моя статья - просто сумбурный сборник поверхностных наблюдений. Я тут не рассказал и об одной трети всех моих наблюдений и мыслей - только про малую часть их. А в этом фильме много тонких вещей и нюансов, и обдумывать его можно долго. Гораздо дольше, чем отведённые по регламенту 10 минут перед окончанием школьного урока - их точно не хватит. За 10 минут можно только обратить внимание на детали и поставить все эти вопросы. А искать на них ответы люди будут потом самостоятельно. Пускай хотя бы пара человек из класса, уже будет хорошо! Да и эта моя рецензия только попытка описать сверху, наружно, всё, что там на самом деле оказалось спрятано.