Найти тему

О точности в формулировках текстовых задач

Поговорим сегодня об одной задаче из УМК «Перспективная начальная школа». Задача из тетради для самостоятельной работы № 1 «Математика в вопросах и заданиях» О.А. Захаровой и Е.П. Юдиной:

из 42 гвоздик нужно составить букеты так, чтобы осталось как можно меньше «лишних» цветов. В букете должно быть 5, 7 или 9 гвоздик.

Эта задача рассматривается в теме «Деление с остатком». Понимая, в какой она теме, я предполагаю, что имели ввиду авторы: тут должно быть деление с остатком на 5, 7 и 9. Ребенок выполняет деление:

42 : 5 = 8 (ост. 2)
42 : 7 = 6 (ост. 0)
42 : 9 = 4 (ост. 2)

и делает вывод, что лучше всего сделать букеты по 7 цветов, так как в остатке 0.

Но это не очевидно. Ведь в задаче не сказано, что нужно собирать букеты только по 5, 7 или 9 гвоздик. Можно собрать букет из 5-ти, букет из 7-ми или букет из 9-ти гвоздик — и сделать, таким образом, разные комбинации букетов. Тогда задачу можно решить и методом перебора, смотрим, какие букеты можно взять:

1 букет — 5 гвоздик
2 букет — 5 гвоздик
3 букет — 7 гвоздик
4 букет — 7 гвоздик
5 букет — 9 гвоздик
6 букет — 9 гвоздик

Всего 42 гвоздики, то есть снова не будет «лишних» цветов, но также будет 6 букетов.

Если нужно решать задачу с помощью деления с остатком, то конкретика обязательна. Например, следует уточнить, что: букеты нужно составлять из одинакового числа гвоздик: 5, 7 или 9. Или: букеты должны быть одинаковые по 5, 7 или 9 гвоздик.

Не гвоздики. Розы. Рисунок: icon-icons.com
Не гвоздики. Розы. Рисунок: icon-icons.com

А как бы вы решали задачу? Как поняли ее условие?

#математика #начальная школа #4 класс #деление с остатком #Перспективная начальная школа #чекин #5 класс