Автор Елена Воробьева
В Гродненской области, недалеко от Сморгони, есть вот такая чудесная усадьба: усадьба Огинских Залесье. Деревня Залесье расположена в 12 километрах от Сморгони и всего лишь в 90 километрах от Минска. Чтобы добраться до него из Могилева, потребуется преодолеть приблизительно 310 километров. Место, в котором строилась усадьба, раньше называлось Дербы. Своим названием Залесье обязано усадьбе Огинского – деревня получила одноименное название позже
История имения Залесье
Как сообщает сайт Залесской усадьбы, в первой половине 18 века большое имение, и в том числе Дербы приобрел прадед Михала Клеофаса Огинского, витебский воевода Марциан Михал Огинский (1672-1750). По завещанию, после его смерти Залесье унаследовала жена, Текля Анна Лярская. После смерти Лярской, в 1765 году, владельцем Залесья стал сын Марциана Михала от первого брака Тадеуш Огинский (1712-1783) – дед Михаила Клеофаса, каштелян Великого княжества Литовского, воевода Трокский. После смерти Тадеуша Огинского имеющиеся у него земли были поделены между двумя его сыновьями – старшим, Анджеем (1740-1787) – отцом Михала Клеофаса, и младшим, Франтишеком Ксаверием (1742-1814). Залесье получил Франтишек Ксаверий. Он постоянно проживал в своей молодечненской резиденции – бывшем дворце князей Збаражских. Будучи неженатым, Франтишек Ксаверий намеревался завещать всё своё имущество племяннику Михалу Клеофасу Огинскому. 28 апреля 1802 года М.К.Огинский, получив решение Александра I о вступлении в права опекуна престарелого Франтишека Ксаверия, возвращается из Петербурга в Литву и поселяется в одном из дядюшкиных имений – Залесье под Сморгонью. С этого времени можно смело считать владельцем Залесья Михала Клеофаса Огинского. После смерти Михала Клеофаса владельцем поместья становится его сын - Иренеуш Огинский. Иренеуш постоянно проживал в имении Ретов недалеко от Паланги на Жмуди, а залесские земли были отданы им в аренду. По причине недолжного ухода арендаторами дворец и парк постепенно ветшали и приходили в запустение. После смерти Богдана Огинского (сына Иренеуша), Залесье перешло в руки сразу нескольких наследников Михала Клеофаса Огинского по линии его дочерей Амелии и Эммы. Они согласились отдать Залесье во владение одного из них - польского помещика Генрика Высоцкого - с условием, что тот постепенно выплатит остальным наследникам их долю. Генрик Высоцкий поселился в Залесье и начал активно хозяйничать, но экономический кризис 1924 года привел его к банкротству, и он продал залесское имение по частям: земельные угодья купили братья Копчинские, а дворец и парк - помещица Мария Жебровская. Мария Жебровская приложила большие усилия, чтобы спасти от обветшания усадьбу и парк. Старая крыша была заменена на новую, двухскатную. Во дворце было создано нечто вроде частного дома отдыха. Одну из комнат дворца Жебровская обставила остатками чудом уцелевшей старой мебели и сделала её мемориальной, назвав в честь М.К.Огинского "композиторской".
С началом Второй мировой войны и присоединением Западной Беларуси к БССР все владельцы поместья Залесье покинули его. В 1939-1941 и в послевоенные годы во дворце Огинских располагался Дом отдыха для жителей Минска. В 1961 году Дом отдыха преобразован в Дом престарелых. В 1977 году Дом престарелых переехал в другое место, а территория усадьбы и дворец были переданы на баланс Сморгонского силикатного завода, который планировал создать здесь профилакторий для своих работников. Заводом в это время был даже дан заказ на реставрацию усадьбы и приспособления ее под профилакторий, но из-за недостатка финансовых средств проект реализован не был. После распада Советского Союза бывшая усадьба Огинских переходит в подчинение Объединения литературных музеев Министерства культуры. Как раз тогда было запланировано создать здесь музей Михаила Клеофаса Огинского, а также школу искусств для детей села Залесье.
С 1990 года в Залесском дворце регулярно проводилось празднование годовщины рождения М.К.Огинского, которое обычно готовили учителя и ученики местной средней школы вместе с сотрудником Объединения литературных музеев Сергеем Веремейчиком. Здесь впервые прозвучали произведения его собственного сочинения, посвященные М.К.Огинскому. На эти праздники приезжали любители истории и музыки из разных уголков Беларуси.
В 2011 году начата реставрация усадьбы, дворец Огинского был торжественно открыт для посетителей 26 сентября 2014 года.
На сегодняшний день во дворце размещается государственное историко-культурное учреждение "Музей-усадьба М.К. Огинского", где действует постоянная музейная экспозиция. В усадьбе нередко проводятся музыкальные вечера, балы, всевозможные выставки и пленэры.
Михал Клеофас Огинский и строительство дворца
Сам Михал Клеофас Огинский – персона более чем примечательная: дипломат, политический деятель Речи Посполитой и Российской империи, один из лидеров восстания Костюшко 1794 года, почётный член Виленского университета и сенатор - принимал участие в работе исторического Четырёхлетнего сейма (1788-1791), завершившегося принятием Конституции 3 Мая 1791 года, последний подскарбий (казначей) Речи Посполитой, автор многочисленных музыкальных произведений, и в их числе знаменитого полонеза «Прощание с Родиной». Думается, Михал Клеофас Огинский по праву достоин отдельного материала, например, из серии под названием «Жизнь шляхтичей ВКЛ».
На наш взгляд, нижеприведенное стихотворение Эмилии Нечаевой дает достаточно емкое понятие о том, кто был Огинский:
Погас последний луч благих надежд,
Прекрасных, радужных мечтаний.
И зазвучал печальный полонез
Перед дорогою скитаний…
Багаж уложен. Утром выезжать.
Всплывает бледный месяц из-за леса…
Как боль разлуки можно описать?...
В прощальных грустных звуках полонеза?..
Бумага и перо, и нотный стан…
Мечта свободы с армией разбита…
Всё – позади… А в будущем – туман…
И боль: не возродится Посполита.
Помедли, ночь! Свеча, не догорай!
Ещё две ноты… знак диеза…
Прощай же, Родина моя! Прощай!
Тебе на память – звуки полонеза…
Уходит ночь… кап-кап... стекает воск…
И разлетаются в округе звуки:
Страдание, любовь и море слёз,
Разбитые мечты и боль разлуки…
До переезда Михала Клеофаса Огинского Залесская усадьба Франтишека Ксаверия включала в себя деревянный господский дом, хозяйственный двор, деревянную мельницу, пивоварню, сад и огород. Позади дома был выкопан пруд. К имению Залесье относились также перевоз на реке Вилия, три трактира, луга в поймах рек, оленецкий бор и кирпичный завод на реке Белой.
После переезда Михал Клеофас решил построить в Залесье каменный дворец – для жизни в имении и приема гостей. Строительство велось с 1802 года по 1815 год по проекту Михала Шульца - профессора архитектуры Виленского университета и под контролем виленского архитектора Юзефа Пуссе. Дворец выполнен в классической манере, состоит из двух вытянутых под прямым углом одноэтажных крыльев, между которыми и на концах которых находятся двухэтажные павильоны. Центральная часть дворца обозначена портиком из четырёх тосканских колонн и увенчана небольшой башенкой, в которой находились часы с боем, имеющие со всех четырех сторон циферблаты. Над башней был прикреплен шар, в котором находился специальный колокол, отбивавший время. В самом дворце была обустроена оранжерея.
Наполеон Орда, 1877
Дороги, ведущие к усадьбе, хозяин приказал обсадить березами. Около почтовой станции Огинский построил гостиницу для проезжающих, а недалеко от гостиницы за сосновым лесом - круглый каменный храм по образцу римского Пантеона, к которому с разных сторон вели дорожки. Эту постройку Михал Клеофас не успел завершить до своего отъезда в Италию, и она постепенно разрушилась. Также запомнились современникам и клумбы с различными цветами, которые чрезвычайно любил хозяин. Цветы царили везде: под окнами дворца, во дворце, в парке и вдоль дорог.
Частыми гостями Залесья были ученые Вильнюсского университета, несколько раз приезжал бывший учитель музыки Огинского Иосиф Козловский из Петербурга (директор императорских театров, автор неофициального гимна России времен Екатерины Великой), имение посещали боевые друзья по восстанию 1794 года, соседи-помещики, писатели и общественные деятели. Заезжали проезжавшие по Виленской дороге царские чиновники, военные, предприниматели. В Залесской усадьбе Огинского обсуждались общественные и политические дела, прослушивались новые литературные произведения, устраивались балы и музыкальные вечера.
Приусадебный парк
Над созданием парка трудились известные в то время виленские ботаники Станислав Юндила и Юзеф Струмила. Для оранжереи привозились редкие южные растения, из садов Хрептовича в Щорсах - фруктовые саженцы.
В разных уголках парка были построены беседки в античном стиле. Одна из них, названная в честь дочери "Храм Амелии", сохранилась до сегодняшнего дня.
В 2018 году на сохранившемся фундаменте восстановлена «китайская беседка». Вышло как будто неплохо.
Кроме беседок, в наиболее живописных уголках парка были построены интересные мостики, садовые диваны, установлены памятные камни. Один из них - в честь Тадеуша Костюшко, к личности которого М.К.Огинский чувствовал огромное уважение, второй - в честь гувернера Жана Роле (к слову сказать, Жан Роле до того обучал будущего австрийского императора, эрцгерцога Леопольда).
Неповторимую красоту и обаяние усадьбе придают водоемы. Усадьба находится на реке Драй, и неподалеку от дворца есть великолепное озеро. На озере находится Лебединый остров, к которому с берега ведет ажурный серебристый мостик.
Если спросить меня, стоит ли побывать в усадьбе Огинского Залесье – ответ будет: «Без сомнений, стоит». Единственное, чего мне не хватило в ту экскурсионную поездку – так это времени. Хотелось успеть осмотреть не только дворец, но еще и парк, и водоемы, но в ходе поездки предстояло посетить еще несколько объектов, и, к сожалению, пришлось погрузиться в автобус и отправиться дальше. В общем, однозначно: усадьбу рекомендую посетить.
Читайте нас в Вконтакте, Telegram и Instagram. Присоединяйтесь!
Наш Портал
NPR.BY