Письменная речь формируется на базе устной речи. Нарушения письменной речи это дислексия (нарушение процесса чтения) и дисграфия (нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки).
Как правило, большинство специфических ошибок на письме идёт из дошкольного детства и первого класса. Поэтому очень важно, чтобы в этот период педагоги и родители обратили внимание на формирование и развитие ряда специальных операций: анализ звукового состава слова; перевод звуков в буквы; запись букв, а также формирование графического образа букв.
Остановлюсь подробнее на нарушениях письма, которые могут встречаться у школьников.
Специфические ошибки при дисграфии:
1. ошибки на уровне буквы и слога,
2. ошибки на уровне слова,
3. ошибки на уровне предложения (словосочетания).
1. Ошибки на уровне буквы и слога
Возникают такие ошибки, если ребёнок не различает в реи звуки, сходные по какому-либо признаку, если нарушено линейное восприятие звуков или, при недостаточном уровне развития зрительного восприятия, не усвоен графический образ букв, а также, если у ребёнка есть трудности с переключением при выполнении действий.
Ошибки звукового анализа проявляются на письме в виде пропуска, перестановки или вставки лишних букв, слогов. Пропускают дети чаще гласные, и ошибки выглядят так: дом – дм, молоко – млко.
Ошибки фонематического восприятия связаны с трудностью различения звуков. Чаще смешиваются парные звонкие и глухие согласные, а также гласные о –у, ё -ю
Смешение букв по способу написания Буквы рукописного шрифта, имеющие сходство и, поэтому взаимозаменяющиеся: с – е, о – с, у – д – з, л – и, м – ш, в – д, о – а, б – д, и – у, У – Ч, п – т, П – Т, л – м, Л – М, х – ж, ч – ъ, Г – Р, н – ю, и – ш, л – я, Н – К, а – д, Е –З.
2. Ошибки на уровне слова
Если ребенок не может уловить в речевом потоке каждое слово, то это приведет к слитному написанию слов или к раздельному написанию частей слова.
Ряд ошибок связан с нарушением грамматического строя речи, а именно навыка словообразования.
3. Ошибки на уровне словосочетаний и предложений
Проявляются ошибки как отсутствие обозначения границ предложения (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, отсутствие точки в конце предложения) или как неправильная связь слов в предложении или словосочетании.
Основная доля ошибок на уровне словосочетания и предложения связана с нарушением навыка словоизменения.
Не следует сразу определять ребёнка в дисграфики, если ошибки единичные и нестойкие.
Учитель-логопед в детском саду занимается развитием лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов, коррекцией произносительных нарушений, развитием восприятия... Всё это является профилактикой нарушений письменной речи.
Школьнику дисграфией необходимы занятия со школьным учителем-логопедом.
Литература для более подробного изучения вопроса нарушений письменной речи: Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1999; Логопедия Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989; Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1995; Филичева Т.Б., Ястребова А.В., Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. – М., 1997.
Является ли материал статьи актуальным для Вас? нужна ли дополнительная консультация? Если материал оказался полезным, ставьте лайк!