Найти в Дзене
Исторический журнал

"Норманская теория" и исторические источники свидетельствующие в ее пользу.

Оглавление

"Норманская теория" гласящая о том, что народ (племя) русь и его предводитель Рюрик, приглашенный в 862 г. в качестве князя конгломератом славянских и угро-финских племен: словен, кривичей, мери и чуди, имели скандинавское происхождение.

"Призвание варягов" (В.М. Васнецов) (изображение из открытых источников)
"Призвание варягов" (В.М. Васнецов) (изображение из открытых источников)

Данная теория впервые была озвучена еще в XVI в. королем Швеции Юханом III (1568-1592 гг.), а свое развитие она получила в первой половине XVIII в. благодаря трудам академиков Российской академии наук немецкого происхождения Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера, Ф.Г. Штрубе де Пирмонта и А.Л. Шлёцера.

"Норманская теория" имеет как массу сторонников, именуемых норманистами, так и противников - антинорманистов. Последние считают, что данная теория была создана немцами с целью опорочить славян и показать их несостоятельность создать собственное государство. И вот уже несколько сотен лет между сторонниками и противниками "норманской теории" продолжаются баталии призванные доказать истинность или ложность данного историографического направления.

И тем не менее, "норманская теория" создана не на пустом месте, существует ряд письменных источников свидетельствующих в ее пользу. В данной статье мы постараемся рассмотреть эти источники и понять на что опираются норманисты в своих утверждениях.

Бертинские анналы.

И так, первое упоминание о некоем народе Рос содержится в Бертинских анналах, летописном своде Сен-Бертенского монастыря повествующем об истории Франкского государства в период с 830 по 882 гг.

Варяги (изображение из открытых источников)
Варяги (изображение из открытых источников)

Под 839 г. здесь имеется запись о прибытии к франкскому императору Людовику Благочестивому посольства от византийского императора Феофила, вместе с которым находились два человека, говоривших, что они из народа Рос:

Он также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король, прозванием каган, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему [Феофилу], прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться, а также помощь через всю его власть. Он [Феофил] не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов.
Очень тщательно исследовав причину их прихода, император [Людовик] узнал, что они из народа свеонов (eos gentis esse Sueonum), как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть

То есть, Людовик Благочестивый выяснил, что эти двое людей, утверждавших что они из народа Рос, на самом деле имеют шведское происхождение.

Древние славяне (изображение из открытых источников)
Древние славяне (изображение из открытых источников)

Повесть временных лет.

Имеются указания на скандинавское происхождение руси и Рюрика и в отечественных источниках, в частности в Повести временных лет (ПВЛ).

В ПВЛ под 862 г. указано, что племена Словен, Кривичей Мери и Чуди платившие дань неким варягам, изгнали их. Но вскоре у них начались внутренние распри и междоусобицы, и тогда они пошли за море и пригласили варягов звашихся русь, также как другие варяг зовутся свеи (шведы), оурмане (норвежцы), англяне (англичане) и готы.

[и] идаша за море къ Варѧгомъ к Русı . сице бо сѧ звахуть и. варѧзи суть. ӕко се друзии зъвутсѧ Свое. друзии же Оурмане. Анъглѧне друзıи Гъте. тако и си рѣша . Русь.

То есть, автор ПВЛ перечисляет скандинавские народы, разве что кроме англичан, которые не являются скандинавами, хотя имеют германское происхождение и называет их варягами. И к ним же причисляет русь.

Еще одним свидетельством в пользу "норманской теории", могут являться мирные договоры между Русью и Византией, заключенные в 907, 911 и 944 гг. А точнее кто заключал данные договоры. Так в 907 г. Олег для заключения договора посылает своих людей:

посла к ним 58 въ град Карла . Фарлоѳ . Вельмүда . Рүлава . и Стемида.

То есть все приближенные князя Олега имели скандинавские имена.

Князь Олег прибивает щит к вратам Царьграда (изображение из открытых источников)
Князь Олег прибивает щит к вратам Царьграда (изображение из открытых источников)

Практически не меняется картина и во время заключения русско-византийского договора в 911 г.:

мы ѿ рода Рүс̑каг̑ . Карлы А . Инегелдъ . Фарлоѳ . Веремоуд . Рүлавъ . Гоуды Б Роуал̑дъ . Карнъ . Фрелавъ . Рүалъ . Актевү . Трүанъ . Лидоул̑ Фостъ . Стемид.

Практически все мужи от рода русского имеют скандинавские имена, кроме разве что Актеву (Актау), вероятно тюркского происхождения.

мы ѿ рода Рускаго слы . и гостьє Иворъ солъ Игорєвъ великаго кнѧзѧ Рускаго . и ѡбьчии сли . Вуєфастъ Ст҃ославль сн҃а Игорева. Искусєви Ѡлгы кнѧгынѧ. Слуды Игорєвъ . нєтии Игорєвъ . Оулѣбъ Володиславль . Каницаръ Перъславинъ . Шигобернъ . Сфандръ . жены Оулѣбовы . Прастенъ . Турдуви . Либи . Арьфастов . Гримъ Сфирковъ . Прастѣнъ . Ӕкунъ . нетии Игоревъ . Кары Тудковъ . Каршевъ . Тудоровъ . Єгри . Єрлисковъ . Воистовъ . Иковъ . Истръ Ӕминдовъ . Ӕтьвѧгъ Гунаревъ . Шибьридъ . Алдань . Колъ Клєковъ . Стегги Єтоновъ . Сфирка . Алвадъ Гудовъ . Фудри Тулбовъ . Муторъ . Оутинъ купѣць . Адунь . Адолбъ . Ангивладъ . Оулѣбъ . Фрутанъ . Гомолъ . Куци Ємигъ . Турьбридъ . Фурьстѣнъ . Бруны Роалъдъ . Гунастръ . Фрастѣнъ . Инъгелдъ . Турбернъ̑ . и другии Турбернъ . Оулѣбъ . Турбенъ . Моны . Руалдъ . Свѣньстиръ . Алданъ . Тилии . Апубкарь . Свѣнь . Вузелѣвъ . и Синько биричь . послании ѿ Игорѧ . великого кнѧзѧ Рускаго.

И только лишь в тексте русско-византийского договора заключенного князем Игорем в 944 г. появляются славянские имена, хотя преобладание скандинавских все еще остается.

Кроме того, вероятно скандинавское происхождение имеют и имена первых русских князей: Рюрик (Рерик), Олег (Хельг), Игорь (Ингвар), Ольга (Хельга). Лишь только Святослав, сын Игоря уже имел славянское имя.

Константин VII Багрянородный (изображение из открытых источников)
Константин VII Багрянородный (изображение из открытых источников)

Трактат "Об управлении империей".

В период между 948 и 952 гг. византийским императором Константином VII Багрянородным для его сына Романа был написан историко-географический трактат "Об управлении империей". В котором он описал народы населявшие Византийскую империю, а также соседствующие с ней народы. Имеются в данном сочинении сведения и о русских землях:

Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава (Киева) и отправляются в полюдия, что именуется ‘’кружением’’, а именно – в Славинии вервианов (древлян), другувитов (дреговичей), кривичей, севериев (северян) и прочих славян, которые являются пактиотами (данниками) росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав. Потом так же, как было рассказано, взяв свои моноксилы (ладьи), они оснащают их и отправляются в Романию (Византию)

Из данного произведения видно, что Константин Багрянородный четко отделяет росов от славян, называя последних пактиотами, то есть данниками росов.

Славяне же, их (русов) пактиоты, а именно: кривитеины (кривичи), лендзанины (радимичи) и прочие Славинии...

Кроме того, при описании торгового пути Из варяг в греки, Константин Багрянородный приводит названия днепровских порогов, при чем как на славянском, так и на росском языках. Например, Νεασήτ (Неѩсыть) на славянском и Ἀειφόρ (æidfors) на росском. Или Βουλνιπράχ (Вълньныи прагъ) на славянском и Βαρουφόρος (barufors) на росском.

Днепровские пороги (изображение из открытых источников)
Днепровские пороги (изображение из открытых источников)

Сведения арабских и персидских авторов.

Росов (русов) и славян в своих произведениях также описывали и восточные авторы, в основном арабские и персидские. И подавляющее большинство из них четко разделяет русов и славян.

Так персидский ученый Ибн Русте живший в конце IX - начале X вв., в своем произведении "Китаб ал-алак ан-нафиса" (Книга драгоценных ожерелий) пишет:

... Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр от того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян.

Другой персидский историк и географ Гардизи в труде под названием "Зайн аль-ахбар" (Украшение известий) также упоминает русов и славян:

русы совершают свои походы на славян в числе 100 или 200 человек и что многие славяне приходят к русам служить им, чтобы этой службой приобрести для себя безопасность

Имеются также сведения у славянах и русах у арабского географа Шамсуддина аль-Мукаддаси:

Что касается русов… они нападают на славян, кормятся их состоянием и пленяют их

А арабский путешественник Ибн Фадлан пребывавший в 921-922 гг. в составе посольства Аббасидского халифата в Волжской Булгарии, описал похоронный обряд русов. Согласно которому умершего знатного руса сожгли вместе с кораблем. Данный обряд не встречался у славян, но зато был весьма характерным для норманнов (викингов).

Похоронный обряд викингов (изображение из открытых источников)
Похоронный обряд викингов (изображение из открытых источников)

Таким образом черпая информацию из приведенных выше, а также многих других источников, норманисты обосновывают свою теорию.

Являетесь вы сторонником или противником "Норманской теории", пишите в комментариях и желательно обосновывайте свои ответы!

Читайте также:

Почему Киев мать городов русских, а не отец и произносил ли Олег эту фразу.
Исторический журнал29 сентября 2022
Римский легион против эллинистической фаланги. Разбор тактик.
Исторический журнал4 сентября 2022
Московско-новгородская война и битва на реке Шиленьге (1471 г).
Исторический журнал3 августа 2022
Разгром Таны (Азака) эмиром Тимуром в 1395 г. и его последствия для венецианской черноморской торговли.
Исторический журнал17 июля 2022

Изучайте историю и подписывайтесь на канал!!! Если вам понравилась публикация, ставьте лайк!!!👍

#история #история россии #древняя русь #русь #норманская теория #киевская русь #исторический журнал #норманисты #варяги #русы