Найти тему
Маме на заметку

Можно ли наказывать детей и как это сделать правильно?

Оглавление

Для детей естественно быть озорными и энергичными, шумящими и звенящими, куда-то вечно бегущими и все достающими. И это прекрасно, если ваш ребёнок именно такой. Значит, он здоров и развивается правильно. 

Было бы хуже видеть ребёнка постоянно спокойного, который беспрекословно слушает взрослых и с первого слова выполняет их просьбы. Это настораживает, согласны? 

Но ведь не всегда веселье и озорство детей уместно и вовремя. Как удержать эту грань между естественными потребностями детей  бегать, прыгать, кричать и поддержанием дисциплины? Что делать, если ребёнок категорически не слушает? 

Иногда наказания нужны и полезны. Вседозволенность и безнаказанность несут опасность. Ребёнку важно видеть границы и понимать, что некоторые действия приводят к последствиям и нужно отвечать за своё поведение. 

Но речь тут пойдёт не о криках и рукоприкладстве. Наказывать тоже нужно уметь. Если следовать определенным правилам, то наказания не сломают личность вашего ребёнка, не нанесут ему психологическую (а может и физическую) травму, но помогут понять границы и рамки дозволенного. 

Принципы наказания 

Последовательность

Если вы решили наказать своего ребенка за конкретную ошибку, придерживайтесь этого решения. Если он совершит такую же ошибку повторно, должно следовать такое же наказание. Если вы просто закроете  на это глаза, наказание будет неэффективным, а ребёнок перестанет воспринимать вас и ваши слова всерьёз.

Предупредили, что накажите - ребёнок не послушал - наказали. 

Конкретность

Должны быть установлены и проговорены с ребёнок чёткие правила. Дети должны понимать, за что и какое наказание их ждёт.

Не лёг спать вовремя - завтра время гаджетов сокращается на 20 минут.

Наказание не должно быть импульсивным и спонтанным.

Сегодня мама накричала, завтра поставила в угол, послезавтра лишила мультиков.

Так у ребёнка не будет понимания, когда и за что его наказывают, действительно ли он виноват или просто у мамы плохое настроение. Как следствие, не выработается причинно-следственная связь, а может, что хуже, появятся страх, обиды, неровные тики, и пр.

-2

Согласованность

Оба родителя должны придерживаться одной четкой схемы воспитания. Ребёнок живет по правилам родителей. Не играйте в  хорошего и плохого полицейского. Это обесценивает одного из родителей, а ребёнок вместо послушания будет всегда искать принимающую сторону. 

Соразмерность наказания 

За маленькие проступки должно следовать небольшое наказание. Несправедливо будет наказывать ребёнка лишением телефона на месяц, если он совершил незначительную оплошность. Так вы разовьёте у ребёнка только чувство несправедливости. 

Требования с учётом возраста и здоровья

Не всегда родители учитывают возрастные особенности детей, требуя от ребёнка того, что находится ещё за границами его понимания.Следует учитывать так же и состояние ребёнка. За плохим поведением могут скрываться неврологические проблемы.

Поощрения 

Если есть наказания, то должны быть и поощрения. Не принимайте хорошее поведение как что-то должное. Постарайтесь замечтать не только проступки, но и старания ребенка. Придумайте систему поощрений, которая будет мотивировать ребёнка быть прилежнее. 

Один раз поругали - семь раз похвалите. 
-3

Методы наказания 

Лишение привилегий 

За нарушение правил ребёнок лишается того, что ему нравится. Уберите ту деятельность, которую ребёнок любит больше всего. Это может быть игра в телефон или компьютер, просмотр мультиков, игрушки, развлечения и пр.

Кроме того, уточните, через какое время его привилегии будут возвращены. Достаточно суток. Иначе, наказание превратится в пытку, а у ребёнка не будет шанса осознать и исправить ситуацию.

-4

Игнорирование

Иногда дети намеренно плохо себя ведут, чтобы привлечь внимание взрослых, увидеть реакцию, «проверить на прочность». Не давайте бурной реакции и внимания на нытьё, капризы, жалобы, притворитесь, что не видите и не слышите. Игнорируйте такое поведение до тех пор, пока ребёнок не будет вести себя спокойно. Так у ребёнка не будет установки, что вообще внимание можно завоевать только негативным поведением.

-5

Естественные последствия

Иногда нужно позволить ребёнку учится на своих ошибках.

Если ребенок категорически отказывается надевать куртку в -10, разрешите выйти на улицу без неё. Выйдя на улицу, уже через пять минут ребёнок поймет, что ему холодно и попросит дать ему куртку.

Но не допускайте того, чтобы ребёнок испытал реальную опасность.

Исправление

Если ребёнок может сам исправить то, что совершил, пусть сделает это.

Ребенок разрисовал все шкафы и двери мелками. Дайте ему тряпку - пусть сам отмоет своё творчество.
-6

Тайм-аут

Если ребёнок сильно перевозбужден, не слышит и не видит никого вокруг, не может контролировать своё поведение, управлять своими эмоциями и телом, дайте ему возможность перевести дух.

Отнесите или уведите ребёнка в другую комнату. Обнимите его и дайте возможность успокоиться. Даже если ребёнок будет сопротивляться. Скажите, что отпустите его тогда, когда ручки и ножки перестанут питаться.

Дисциплина и наказание являются частью воспитания ребенка. Вы не должны пренебрегать этим жизненно важным аспектом родительства, это имеет большое значение для будущего ребёнка.

Оставайтесь с нами, подписывайтесь на канал. В следующей статье поговорим о том, как и за что нельзя наказывать детей.

Делитесь в комментариях, как вы наказываете детей и наказываете ли вообще?

#воспитаниедетей #детииихродители #наказание #воспитание