164,7K подписчиков

Странные названия железнодорожных станций в Москве: откуда они появились и что обозначают

101K прочитали

Как одна из платформ связана с известным трактиром в центре Москвы? Можно ли построить станцию, чтобы удобнее добираться до собственной дачи? Где случился прорыв Москвы-реки, который изменил её русло и дал название будущей платформе? Как правильно делать ударение в слове "Чухлинка"? И неужели в столице водятся животные, которые могут дать имя целой железнодорожной станции? Об этом и не только расскажу сегодня.

Внимание: возможно, в каких-то случаях я некорректно буду использовать понятия "станция" и "платформа". Знаю, что различия есть, но в контексте этой статьи разграничение этих терминов не так важно. Так что, пожалуйста, не возмущайтесь:) Но если хотите, можете в комментариях объяснить подробнее, к какому типу относится та или иная станция/платформа и почему.

Трактирные выселки

Станция "Тестовская" (ударение ставится на букву "е") находится на Смоленском направлении. Её проезжают электрички, которые отправляются с Белорусского вокзала, а также поезда МЦД-1 (Лобня - Одинцово). Данные о том, когда именно появилась платформа, историки дают разные. Одни специалисты утверждают, что остановочный пункт существовал примерно с 1880-х. Другие заявляют, что "Тестовская" начала работать после 1927 года. А название её и вовсе возникло лишь в 1949-м. Анализ старых карт полной картины не даёт, потому что раньше железнодорожные станции на планах Москвы указывали выборочно.

#История наименования связана с Тестовским посёлком. Он появился здесь во второй половине 19 века и располагался между Средним Красногвардейским прудом и современным Третьим транспортным кольцом. Немного севернее будущей платформы. Поселение возникло по инициативе купца Ивана Тестова. Ему принадлежал один из самых известных трактиров на углу Театрального проезда и площади. Сейчас тут находится гостиница "Москва". Заведение Тестова славилось не только своей отменной кухней, но и развлекательной программой. Здесь выступал цыганский хор. Для певцов, а также их семей и построили маленькие деревянные дома вдоль Смоленской железной дороги.

Правда хорошими условия проживания назвать было трудно. Никаких удобств не имелось, да и расположение на окраине Москвы доставляло свои проблемы. Ещё до 1917 года цыгане покинули эти земли. Вскоре и трактир Тестова перестал работать. В советские времена это была обычная железнодорожная станция. Всё изменилось, когда здесь начали строить эстакады и развязки Третьего кольца в конце 1990-х. Позже вблизи стали появляться небоскрёбы. В будущем планируется, что "Тестовкая" превратится в огромный пересадочный узел. Когда откроют линию МЦД-4 от Апрелевки до Железнодорожного.

Чтобы к даче поближе

Переместимся на Савёловское направление. Там есть станция "Марк". Её открыли в 1900 году вместе с железнодорожной линией. Название произошло от фамилии человека, который принимал активное финансовое участие в строительстве новой дороги. Предпринимателя звали Гуго Марк. Его семья имела немецкой происхождение, а предки основали в Москве торговый дом "Вогау и Ко" (первое слово это также фамилия родственников со стороны матери). Располагался он на Варварке. Там продавали строительные материалы, чай, сахар и разные изобретения химической промышленности. Например, красители для тканей.

Железнодорожная станция "Марк" на карте современной Москвы. Сейчас это часть МЦД-1 от Одинцова до Лобни. Яндекс.Карты.
Железнодорожная станция "Марк" на карте современной Москвы. Сейчас это часть МЦД-1 от Одинцова до Лобни. Яндекс.Карты.

Представители семьи Марк жили в окрестностях Покровки. Однако в тёплое время года, как и многие состоятельные москвичи, предпочитали отдыхать на свежем воздухе. Одна их усадьба, Архангельское-Тюриково, находилась как раз недалеко от будущей железнодорожной станции. Сейчас это местность чуть дальше МКАД по Дмитровскому шоссе. Там сегодня располагается небольшой парк с прудом. Конечно же, хотелось добираться до своей "дачи" с наибольшим комфортом. Поэтому семья Марк и спонсировала строительство линии.

Сначала это был небольшой остановочный пункт. Но с годами он превратился в полноценную станцию. В народе существует ещё одна легенда о происхождении названия: в честь одного из профессоров МФТИ Марка Айзермана. Якобы мужчина, будучи в преклонном возрасте, часто засыпал в электричке по пути на работу и проезжал нужную станцию "Новодачная". Поэтому машинисты его так предупреждали, чтобы он не пропустил свою остановку. Но, конечно же, это просто байка.

Нажми на тормоза

Железнодорожная станция "Перерва" (ударение на вторую букву "е") располагается на Курском направлении. Она появилась здесь в 1894 году. Интересно, что в отличие от многих других, это название у историков споров не вызывает. Есть даже общепринятая версия. Когда-то здесь находилась Перервинская слобода. Такое имя связано с изменением русла Москвы-реки. Давным-давно тут была водная петля. Со временем она "прорвалась", и образовался небольшой перешеек. Через несколько столетий этот процесс позволил изменить русло главной городской реки.

В советское время станция приобрела известность за счёт катастрофы, которая случилась в ночь с 7 на 8 сентября 1930 года. Если кратко, то в поезд, который вдоль платформы (хотя должен был на тот момент уже отправиться, но не смог из-за неисправностей) на высокой скорости въехал другой состав. Машинист увидел препятствие и успел начать торможение. Но было слишком поздно. Не хватило дистанции, чтобы остановиться. В результате погибло 16 человек, 46 получили разные травмы. Что конкретно стало причиной случившегося, так и не выяснили. Однако в итоге наказанию подверглись многие: от машинистов и дежурных по станциям до работников ремонтного депо в Туле, халатное отношение которых привело к поломке поезда и его задержке на станции "Перерва".

Последствия аварии на станции "Перерва" в сентябре 1930 года. С сайта www.pastvu.com.
Последствия аварии на станции "Перерва" в сентябре 1930 года. С сайта www.pastvu.com.

На протяжении десятилетий это была весьма крупная станция. Здесь до сих пор находится моторвагонное депо. Какое-то время "Перерва" являлась конечной для некоторых маршрутов электричек. После того, как платформа стала частью МЦД-2 (Нахабино - Подольск) здесь провели реконструкцию.

Чух-чух

Станция "Чухлинка" (ударение на "у") находится на Горьковском направлении электричек, которые отправляются с Курского вокзала в сторону Балашихи, Владимира и т.п. Платформа появилась тут ещё во второй половине 19 века. Рядом располагалась деревня Чухлинка. Она всё в том же столетии превратилась в дачную местность. Однако популярностью особой не пользовалась. Хотя транспортная доступность была хорошей. Здесь в начале 1860-х годов прошла железная дорога и открылась станция "Чухлинская" (дореволюционное название). В советское время территория бывшего поселения превратилась в промзону.

Откуда произошло наименование деревни, а затем и станции, историки так и не выяснили. Версий очень много. Некоторые считают, что это производное от основы финского слова "нырять". Тут когда-то протекала река Чухлинка. Другие утверждают, что здесь могли приходить в себя купцы, которые в нетрезвом состоянии возвращались в село Карачарово. По дороге их грабили, а просыпались бедолаги (очухивались) в Чухлинке. В будущем станция будет частью МЦД-4. Здесь расположат крупный транспортный узел. Поэтому сейчас там снова ведутся какие-то работы.

Здесь лоси всюду и везде

Железнодорожная станция "Лось" является последней на Ярославском направлении в черте МКАД. Это первый участок в столице, на котором запустили движение электричек ещё в 1929 году до подмосковного города Мытищи. Если встать лицом в сторону области, то слева от платформы на момент открытия находилась Джамгаровка (на расстоянии около 500 метров). Там были широкие просеки, большие дачные дома и сосновый бор. Поскольку посёлок входил в состав города Лосиноостровска, то вся необходимая инфраструктура была рядом. Не требовалось ездить в Москву.

С правой стороны от платформы находились Малые Мытищи. В основном здесь располагались крестьянские избы. Однако в 1930-х появились и дачные дома. Как возникло название "Лось", историки до сих пор не знают. Серди версий: видоизменённое наименование города Лосиноостровска; близость реки Лось; нахождение рядом с национальным парком "Лосиный остров". Наконец, последняя гипотеза гласит, что здесь просто встречали много лосей. Это возможно, потому что такие животные до сих пор водятся в парке.

Кстати, если кому-то интересно, то у меня есть материал о том, как в Москве появились первые пригородные #электропоезда :

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!