Родившиеся в СССР люди помнят этот лозунг «Советское — значит отличное!». Эта постановка сложилась во второй половине 1930-х годов, когда после НЭПа и периода первой пятилетки и коллективизации наступил период промышленного роста. К 1934-1935 гг. наступил этап стабильного расширения потребительского рынка. Наряду с рекламой экспорта набирала популярность реклама внутренней торговли, создаваемая в специализированных художественных бюро.
Виртуозный плакатист А. Зеленский (1882-1942) считается патриархом советского коммерческого плаката. Бессменный персонаж плакатов А. Зеленского — мальчик, прототипом которого стал сын художника — Борис. Именно поэтому ему выпала честь показать в рекламе самое популярное советское лакомство – мороженое.
Такой же блестящий творческий путь характерен для молодого советского художника-рекламиста того времени А. Побединского (1904-1979). Параллельно они работали в коммерческом плакатном искусстве – реклама мороженого, мясных и молочных продуктов, консервов, фруктовых соков и спиртных напитков. Реклама этих товаров поражает разнообразием.
Одним из основоположников советской рекламы 1930-х годов стал И. Боград (1896-1938). Боград ввел в рекламный плакат композиционные приемы и динамику построения кинокадра, использование ракурса и перспективы, как, например, в рекламе сигарет «Дерби». Шрифт в плакатах Бограда не менее важен, чем сюжет рисунка. Классическим примером тому является реклама популярной зубной пасты «Санит» с изображением юных пилотов в небе, на котором белой дорожкой изящно начертано название пасты.
В 1930-50-е годы особую роль играла дорогая рекламная продукция: крабовые и лососевые консервы, икра, парфюмерные наборы, меха и т. д. «Каждый должен успеть попробовать нашего вкусного и нежного краба!» убеждает нас девушка с памятного плаката 1930-х годов (художник А. Миллер). Другая героиня афиши этого художника не только демонстрирует ленинградский парфюмерный набор «Белая ночь», но и одевается по моде тех лет в стиле «ар-деко».
В 1930-е годы советский потребитель посредством рекламы знакомился со многими новинками: пастеризованным молоком в стеклянных бутылках, майонезом, фасованным мясом и маслом, пельменями, колбасами, свежезамороженными овощами и рыбой, пищевыми концентратами для быстрого приготовления каш, супов, киселей и кондитерских изделий. товары.
Следует отметить, что все аналогичные предприятия-производители в стране выпускали строго ограниченный ассортимент продукции, соответствующей утвержденным стандартам. Такой же вид имели заводские изделия, выпускаемые в Москве, Ленинграде, Саратове и Иркутске. Поэтому реклама в Москве создавалась на всю страну. Во многом это касалось спиртных напитков, активно рекламировавшихся в конце 30-х годов, например плакат А. Побединского «Горькие настойки».
С. Сахаров (1906-1969) пришел в коммерческую рекламу в середине 1930-х годов. Последователь творчества старых мастеров, он создал в 1939 году один из самых романтичных рекламных образов плаката «Курите Капитанские сигары». В 1940-1950 годах Сахаров стал признанным лидером советского плаката. Его работы поразительны и необычны по цвету и точному пониманию влияния психологии цвета.
Реклама цитрусового сока – напитка с субтропического черноморского побережья Кавказа – до сих пор не утратила своего очарования и привлекательности. Одной из находок художника стал символ советского мороженого – пингвин, любимец детей и взрослых. Примечательно, что реклама сельди, созданная Сахаровым в 1959 году, перекочевала в 1960-е годы в многочисленные плакаты, рекламирующие морепродукты: океанскую рыбу с экзотическими названиями вроде налима, нотоноса и мокроруса, за которой охотился советский рыболовецкий флот.
Среди художников послевоенного периода следует отметить Н. Мартынова (1912-1995), А. Андреади (1907-1972) и В. Трухачева (р. 1917), создавших прекрасную рекламу рыбной продукции, парфюмерии и лекарств, а также в чьей работе было много «потребительских» товаров. Трухачев работал в сети ЦУМ в Москве и благодаря ему сотни тысяч жителей столицы познакомились с ассортиментом тканей, головных уборов, пылесосов, телевизоров и других отраслевых новинок.
Конец 1950-х, с большим «девственным хлебом» и всевозможной икрой и рыбой на прилавках магазинов, был последним этапом социалистического изобилия. Реклама 1960-х обратилась к ширпотребу. Прекрасные женские силуэты на плакатах Е. Филимонова, С. Лапаева и на стенах универмагов соседствуют с галошами и кирзовыми сапогами – великой русской национальной обувью, в которой с успехом носили советские войска, хлеборобы Казахстана, покорители Сибири. и молодые строители БАМа.
После того, как СССР вступил в период дефицита и ограниченного производства продуктов и промышленных товаров, закончились и плакатно-оптимистические картины «Советское — значит отличное», украшавшие стены магазинов, определяющие систему потребительских ценностей и приоритетов и символизирующие благополучие, казавшиеся столь близкими советскому человеку.