"Вы вообще знаете, кто я? Потому что я кое-кто. Я - рок звезда!" - думала про себя юная Стиви, идя по кампусу.
Хорошее образование - таким было условие её родителей. Особенно на этом настаивала мать. Она очень хотела, чтобы её Стиви не испытала на себе ни бедности, ни зависимости от кого-то.
К сожалению, Стиви предстояло столкнуться и с первым, и со вторым.
А ещё ей предстояло стать легендой рок-музыки. Богатой, знаменитой, обожаемой дивой.
В этой статье - непростая история Стиви Никс, рассказанная ею самой.
Мамина дочка
Стефани Линн Никс (или просто "Стиви") родилась 26 мая 1948 года в Фениксе, штат Аризона, в семье Джесса и Барбары Никс.
С самого детства девочка демонстрировала большой интерес к музыке. Этот интерес подпитывал её дедушка, Аарон Джесс «Эй-Джей» Никс старший. Он также был очень музыкален, но вот карьеры в музыке ему сделать не удалось.
Они пели дуэтом. Впоследствии этот опыт очень пригодится Стиви. Но обо всём по порядку.
Барбара сильно опекала дочь. Лишний раз не выпускала её из дома, и в целом была достаточно строга.
"Она научила меня, что есть правила. Даже не смотря на то, что я не любила правила, я следовала им. Потому что я не хотела проблем. И я никогда не хотела злить её".
Но это не было историей несчастливого детства.
Стиви была очень близка с мамой. Она чувствовала поддержку семьи во всём, за что бы не бралась.
Второй голос
Когда Стиви было пятнадцать, у неё появилась гитара.
Она написала свою первую песню, собрала родителей и сказала:
"Послушайте это".
Родителям песня понравилась. Становилось всё более очевидно, что душа девушки лежит именно к музыке.
Спустя какое-то время, на вечеринке, Стиви увидела в углу парня. А точнее - услышала. Парень играл на гитаре и пел нетленку The Mamas & the Papas "California Dreamin’". Конечно, она знала эту песню.
Парня звали Линдси Бакингхэм.
Стиви подошла к нему и сходу начала подпевать. Уроки дедушки не прошли даром - Стиви прекрасно умела петь вторым голосом.
"Мне кажется, он был немного удивлён. Потому что это было достаточно бесстрашно с моей стороны. Но, к счастью, я хорошая певица. И я знала слова. И я очень хорошо умею петь вторым голосом".
Они допели песню вместе и... разошлись.
Вот с этого, казалось бы, незамысловатого сюжета, и началась карьера одной из главных рок-певиц Америки.
Какое-то время они не виделись.
А потом Стиви позвонил барабанщик группы, в которой Линдси пел и играл на гитаре. И предложил ей присоединиться к группе - ребята как раз искали вокалистку.
Стиви спроисла, что это за группа. барабанщик ответил:
"Стиви, это Сан-Франциско. Это рок-группа."
Стиви согласилась.
Что же сказали родители Стиви?
"Ты можешь быть в группе. И мы тебе разрешим. Но ты должна поступить в колледж. Ты не можешь просто бросить школу. Если ты продолжишь учиться - мы тебя поддержим".
Ну что ж, правила есть правила.
В будний день в 17:30 Стиви приходила домой к Линдси, где группа из пяти человек репетировала. Обычно репетиции продолжались до 10:30.
В пятничные и субботние вечера группа выступала.
В воскресенье и поздними вечерами после репетиций Стиви готовилась к учёбе.
Молодая группа в Сан-Франциско в 1968 - 1971 годах. Только вдумайтесь в это!
Ребята успели сыграть на разогреве у всех главных звёзд рок-музыки: от Джимми Хендрикса до Дженис Джоплин.
Это была золотая эра рок-н-ролла. И тот самый город, в котором происходила самая настоящая рок-магия.
Любовь к музыке и просто любовь
Пока они играли с группой, никаких романтических отношений между Стиви и Линдси не было.
Но всё изменилось, когда они начали работать над своей первой пластинкой.
Отец Линдси был президентом кофейной компании. Для записи альбом он выделил Линдси и Стиви маленькую комнату в здании компании. Заниматься там они могли с 21:00 до 03:00.
Итак, каждый вечер они приезжали в огромное здание и вдвоём, в маленькой комнате, работали над своим первым полноценным альбомом.
После 10 месяцев кропотливой работы они уже были парой.
И всё изменилось.
Вдвоём они решили переехать в Лос-Анджелес.
Взрослая жизнь со всеми вытекающими
Стиви позвонила маме и сказала:
"Нам пора переехать в Лос-Анджелес. Сейчас правильное время для этого".
Мама ответила, что они с отцом поддерживают этот выбор, но изымают всю финансовую поддержку.
Итак, когда пара приехала в Лос-Анджелес, Стиви устроилась работать официанткой.
"Это было совсем иначе, чем жить в Сан-Франциско, ходить на учёбу, играть большие концерты. Когда мы переехали в Лос-Анджелес, мы не играли большие концерты. Мы вообще не играли концертов. Ночами мы работали над нашей музыкой, а днями я работала на разных работах.
У Линдси не было работы. Потому что, что бы он делал? Ну, в самом деле, что делала бы Линдси Бакингхэм? Работал официантом? Не думаю! Я знала его слишком хорошо. Иногда вы знаете своего мужчину и понимаете, что это - вот так. Он - музыкант. Вот чем он занимается. Он не занимается больше ничем".
Стиви оплачивала их жильё, машину, а Линдси целый день работал над песнями. Когда Стиви вечером приходила с работы, у него уже была готовая новая аранжировка очередной песни. И это было прекрасно. Это окупало если не всё, то многое.
Вместе они спускались в подвальчик и до 2-3 часов утра записывали музыку.
И в 1972 году был готов их первый альбом Buckingham Nicks.
И опять, и снова
Компания, сначала выпустившая их альбом, в скором времени отказалась как от альбома, так и от работы с дуэтом.
После долгой и тяжёлой работы они снова вернулись в самое начало.
"Был момент ближе к концу 1974 года, когда я очень устала быть официанткой. И я очень-очень устала жить в такой бедности. Мы ничего не могли себе купить. Хватало только на еду и на то, чтобы заправить машину.
В тот год я думала, что ж, если мы делаем этот альбом и всё складывается неудачно, может быть, я просто вернусь к учёбе на год. По крайней мере я смогу... дышать. Мне не придётся работать над музыкой всю ночь и быть официанткой весь день.
Это не очень хорошо сказалось на наших отношениях. Потому что страх никогда не помогает отношениям.
И когда вы переживаете, откуда возьмутся ваши следующие деньги, или как вы будете держать это всё на плову, это очень нервирует, и это плохо сказывается на отношениях.
И были моменты в тот период, когда я думала, что у нас не получится. Что у нас никогда не получится. В итоге мы расстанемся и всё, для чего мы так работали, исчезнет, и весь труд будет напрасным".
Именно об этом впоследствии Стиви напишет свой первый хит - "Landslide".
"Что ж, я боялась меняться
Потому что я построила свою жизнь вокруг тебя
Но время делает тебя смелее
Даже дети взрослеют
И я взрослею тоже"
Но в глубине души она всегда понимала, что вместе с Линдси они могут сделать гораздо больше, чем по одиночке.
Так, не смотря на очередные трудности, Стиви решила не сдаваться и дать их истории ещё один шанс. Или не один...
А меж тем, их счастливый билет на музыкальный Олимп был совсем близко.
Известная группа ищет гитариста
Английская группа Fleetwood Mac, уже хорошо известная в Европе, приехала в Лос-Анджелес, чтобы записать очередной альбом.
Барабанщику Мику Флитвуду попала в руки та самая пластинка дуэта Buckingham Nicks. Он послушал гитарное соло в песне Frozen Love и понял, что его группе нужен этот гитарист.
Он позвонил и предложил Линдси присоединиться к Fleetwood Mac.
Стиви пошла и купила все пластинки Fleetwood Mac, около 6-7 альбомов. Дома она прослушала каждую. Дважды.
И пришла к выводу, что в этой группе они могли бы состояться. А заодно - заработать денег.
Линдси сомневался. Ему нравилась та музыка, над которой они работали вместе со Стиви.
Но она сказала:
"Послушай, я устала быть официанткой. Я больше не хочу это делать. Нам нужно присоединиться к группе".
Линдси согласился.
Это был тот самый счастливый билет. Причём как для Стиви и Линдси, так и для самих Fleetwood Mac.
Рождение рок-легенды
В первый день 1975 года пара присоединилась к английской группе. Общий язык им удалось найти довольно быстро.
После нескольких недель репетиций коллектив окончательно сложился.
"Это было замечательно: быть молодыми, красивыми, сумасшедшими и популярными. И богатыми. К концу того лета мы с Линдси были миллионерами. Это был тот самый момент! Это было изумительно!"
Их первый совместный альбом "Fleetwood Mac" стал хитом!
Три песни для альбома написала Стиви (включая упомянутую выше "Landslide" и один из главных хитов группы на все времена - "Rhiannon").
Ещё две песни написал Линдси и в одной выступил соавтором.
Альбом занял первое место в чарте Billboard 200 США от 4 сентября 1976 года, через 58 недель после попадания в чарт, и породил три сингла, попавших в двадцатку лучших: «Over My Head», «Rhiannon» и «Say You Love Me», последние два чуть-чуть не дотянули до первой десятки, оба под номером 11.
Альбом был семикратно платиновым в Америке за продажи более семи миллионов копий.
Пластинка заняла 23-е место в британском чарте альбомов.
Скандалы внутри благородного семейства
Отношения Стиви и Линдси никогда не были безоблачны. Но после того, как Fleetwod Mac взлетели на первые строчки чартов, а дуэт, ещё недавно едва сводивший концы с концами, начал зарабатывать большие деньги, в их отношениях на время наступило благостное затишье.
"Мы стали счастливее. И мы были так восхищены всем, что происходило, что на какое-то время отношения улучшились. Это было очень романтичное время. И это не значит, что всё было так уж романтично между мной и Линдси, просто всё само по себе было романтичным".
В это время Fleetwood Mac работали над вторым совместным со Стиви и Линдси альбомом "Rumors".
Этот альбом станет одной из самых успешных пластинок за всю историю рок-н-ролла.
И самой трудной и драматичной работой для самих участников группы.
Стиви и Линдси не были единственной парой в группе. Муж и жена Джон и Кристин Макви были басистом и клавишницей во Fleetwood Mac. Кристин также пела и писала песни.
Отношениях обеих пар трещали по швам. И, в конечно итоге, в группе почти одновременно случилось два расставания.
Стиви вспоминала:
"Я сказала - мы расстаёмся. Я думаю, это конец. И мы оба знаем теперь, что чего бы это не стоило, мы сохраним Fleetwood Mac. И наше расставание не разрушит эту группу. Я не уйду, и ты тоже не уйдёшь. И мы расстались".
И после этого разговора каждый день им приходилось видеться и работать бок о бок.
Напряжение в коллективе были максимальным.
Но написанный в таких условиях альбом стал легендой.
"Rumours" был первым альбомом группы, занявшим первое место в UK Albums Chart, а также возглавил Billboard 200 США. Песни «Go Your Own Way» (написанная Линдси и обращённая к Стиви), «Dreams» (написанная Стиви и обращённая к Линдси), «Don't Stop» и «You Make Loving Fun» (написанная Кристин, женой Джона, по случаю её романа с директором группы по свету) были выпущены как синглы, все из которых вошли в десятку лучших в США, а "Dreams" занял первое место.
Альбом имел мгновенный коммерческий успех: всего за месяц после выпуска по всему миру было продано более 10 миллионов копий. Он получил широкое признание критиков, причём похвала была сосредоточена на качестве его производства и гармонии, которые часто основывались на взаимодействии трёх вокалистов (Стиви, Линдси и Кристин) и вдохновляли музыкальные коллективы в разных жанрах.
Он стал альбомом года на церемонии вручения премии Грэмми 1977 года. Было продано более 40 миллионов копий по всему миру, что сделало его одним из самых продаваемых альбомов всех времен. Он получил сертификаты Diamond в нескольких странах, включая Великобританию, Канаду и Австралию, и был сертифицирован 20 раз платиновым в США.
Странное замужество
"Я сделала выбор, годы назад, никогда не выходить замуж и не иметь детей. Потому что это помешало бы мне быть настоящим артистом и следовать моему настоящему предназначению..."
Но Стиви всё же была замужем. Всего три месяца.
Замужем за мужем своей лучшей подруги.
Подождите. Сейчас нас посветят в детали этой странной истории. Странной и очень грустной.
Лучшую подругу Стиви звали Робин. В 1981 году у Робин диагностировали лейкемию. Через два месяца Робин (на тот момент находящаяся на стадии ремиссии) и её муж Ким узнали, что Робин беременна.
Робин отказалась от продолжения лечения. По воспоминаниям Стиви:
"Она знала, что она умрёт. И она хотела, чтобы этот ребёнок остался. Она хотела, чтобы что-то осталось после неё".
Родился мальчик, которого назвали Мэтью.
Робин умерла.
Стиви была убита горем. Она потеряла самую близкую подругу и не могла найти покоя.
Тогда она решила, что должна воспитывать ребёнка Робин. Она думала, что именно этого хотела бы её подруга.
Стиви убедила Кима, что им нужно пожениться. Спустя три месяца после смерти Робин состоялась их свадьба.
Но довольно быстро она поняла, что это совершенно безумная идея.
"Клянусь Богом, всякий раз, когда я заходила в комнату, мне казалось, что кроватка Мэтью качается. И я думала: она здесь, она качает его кроватку. И однажды я зашла, и кроватка не двигалась.
Я посмотрела на Мэтью и поняла, что она ушла. Она ушла.
Я поднялась наверх, дождалась, когда Ким вернётся домой, и сказала: Я не люблю тебя. И ты не любишь меня. Ты можешь думать, что любишь меня, но ты не любишь. Я хочу развестись.
Сейчас я даже представить не могу, о чём я думала!
Я не думала.
Вот такая история моего "брака".
Стиви помогла Мэтью с колледжем, они стали близкими людьми. Она рассказала ему обо всём, что произошло.
"Это просто была я и мой сумасшедший способ попытаться помочь. Понимаете? Робин была моей скалой. Она была моей лучшей подругой с тех пор, как мне было четырнадцать. И без неё я думала, что не справлюсь. Так что конечно я бы попыталась позаботиться о её ребёнке. Но ты не можешь. Ты не можешь. Ты должна позволить быть тому, что есть. Никто не был в этом виноват..."
Даже спустя десятилетия на глаза рассказывающей эту историю Стиви наворачиваются слёзы.
Зависимость
Вы же помните то самое: "Секс, наркотики, рок-н-ролл"?
В 70-е, на которые пришёлся взлёт карьеры Стиви в составе Fleetwood Mac, наркотики действительно были нормой рок-закулисья. Многие ещё попросту не понимали, с чем именно они имеют дело.
Во-первых, так делали все. Во-вторых, не было ещё чёткого понимания, как это опасно.
Стиви Никс пришлось всё узнать на собственном горьком опыте.
"Я носила грамм ко***на в моём сапоге. Всё время. И это было первое, о чём я думала, когда просыпалась утром, о последнее о чём я думала, прежде чем ложиться спать".
Полноценное знакомство Стиви с этим веществом произошло в 1976 году. Кто-то предложил ей попробовать чуть-чуть, и она подумала, как классно, что теперь у неё появилось немного энергии. Всего-то...
Но довольно быстро Стиви попала в замкнутый круг.
После вещества она чувствовала себя слишком возбуждённой. Чтобы "погасить" это ощущение, Стиви выпивала немного бренди. После бренди она чувствовала себя немного пьяной, и снова употребляла вещество, чтобы взбодриться..."
"И ты начинаешь покупать его. Вот когда всё становится по-другому. Если ты покупаешь его - ты употребляешь его".
Ситуация всё усугублялась. Fleetwood Mac работали на "особом" топливе. И тратили огромные деньги на свою новую привычку.
Стиви понимала, как глупо то, что происходит. Ко**ин стал очевидной проблемой.
Последней каплей стал визит к пластическому хирургу в 1986 году.
"Он сказал: у тебя очень большая дыра в носу. И это очень опасно".
Стиви привела дела в порядок и отправилась на лечение в специализированную клинику. Входя в неё, она подумала про себя, что никогда больше здесь не окажется. Она решит свою проблему сейчас и на этом закроет эту страшную главу.
"Поберегите ваши деньги. Потому что клиника будет стоить вам 50 000 долларов. И вам придётся в неё лечь. Или вы умрёте".
С этой зависимостью ей действительно удалось справится.
Но её ждала другая, ещё более опасная.
После того, как Стиви покинула лечебницу, обеспокоенные близкие стали настаивать на том, что ей нужно начать посещать собрания Анонимных Алкоголиков.
Стиви не была алкоголиком и уверяла, что в любом случае не вернётся к своей дурной привычке. Но близкие настаивали. И она решила пойти к психиатру.
Это стало началом второго витка её наркотической зависимости.
Психиатр назначил Стиви таблетки, которые должны были гарантировать, что она не начнёт снова принимать ко**ин.
Она нехотя согласилась.
На протяжении следующих восьми лет эта терапия день за днём высасывала саму жизнь из Стиви Никс.
Она набрала лишний вес, взгляд её стал пустым, жизнь теряла чёткие очертания и смысл...
Врач лишь постепенно увеличивал дозу.
"Однажды я проснулась и позвонила своему другу Глену. И сказала, что хочу, чтобы он принял всё то же самое, что мне назначил врач. С той же периодичностью".
Так они и сделали.
Под конец дня Глен отключился прямо на полу.
На следующий день они вместе пошли к психиатру и рассказали о случившемся. Доктор спросил:
"-Вы пытаетесь убить своего друга?"
На что Стиви и Глен одновременно ответили вопросом: пытается ли доктор убить Стиви?
Она опять легла на лечение. 47 дней. По признанию самой Стиви, это было настолько тяжело, что она едва не умерла.
И с тех пор Стиви без лишней скромности просвещает молодые поколения о вреде наркозависимости.
Звезда-миллионерша без купюр рассказывает свою историю, в надежде, что её грустный опыт поможет хоть кому-нибудь.
Сольная карьера
Не смотря на большую востребованность Fleetwood Mac, Стиви решила параллельно начать сольную карьеру.
В группе было три автора. А на альбоме, в среднем, выходило 12 песен.
Она писала гораздо больше, чем того требовала группа. И решила дать жизнь тем своим песням, которым не суждено было реализоваться в творчестве Fleetwood Mac.
Мало кому из артистов, ставших знаменитыми в составе пусть даже очень популярной группы, удаётся повторить успех в одиночку.
Но Стиви это удалось.
Её дебютный сольный альбом "Bella Donna" был выпущен 27 июля 1981 года.
Пластинка заняла первое место в американском Billboard 200 в сентябре того же года. "Bella Donna" получила платиновый статус от Ассоциации звукозаписывающей индустрии Америки (RIAA) 7 октября 1981 года, менее чем через три месяца после его выпуска, а в 1990 году она стала четырехкратно платиновой за четыре миллиона отгруженных копий. Альбом провёл почти три года в Billboard 200, с июля 1981 года по июнь 1984 года.
Альбом также был включен в чарт «Greatest of All Time Billboard 200 Albums».
"Bella Donna" положил начало тенденции: Никс обращалась к своим многочисленным друзьям-музыкантам , чтобы полностью реализовать свои демо-записи.
Вместе с друзьями Томом Петти и Доном Хенли она пригласила сессионного музыканта Уодди Вахтела, пианиста Брюса Спрингстина из E-Street Band Роя Биттана и сессионного музыканта Stax Дональда «Дака» Данна из Booker T. & the MGs.
Также альбом стал первой записью с участием бэк-вокалисток Никс, Шэрон Селани и Лори Перри, которые до сих пор записываются и гастролируют вместе со Стиви.
Альбом "Bella Donna" закрепил колдовской имидж певицы. В массовой культуре она прочно ассоциируется с ведьмой. Всё дело в магии, которой пронизана её музыка, и, конечно, в неповторимом стиле.
С самого начала своей карьеры Стиви будто не выходит из образа.
Быть может, потому, что этот образ ей действительно близок. Эксцентричная девушка гармонично преобразилась в загадочную женщину.
"Bella Donna" - лишь начало сольного пути Стиви. Она выпустила много альбомов как с Fleetwood Mac, так и под личным брендом.
Женщина, которая поёт
Наша сегодняшняя героиня - удивительно деятельная женщина.
На протяжении десятилетий Стиви удаётся совмещать сольное творчество и работу в составе Fleetwodd Mac.
Она до сих пор выступает перед стадионами и записывает музыку.
И в свои 74 года выглядит всё также волшебно.
По её словам, главный секрет её молодости: держаться подальше от солнца и всегда, даже после самой безумной вечеринки, смывать макияж перед сном.
И работать. Конечно, работать. Быть при деле, не сдаваться, не расслабляться, не останавливаться.
"Люди достигают точки, когда они говорят: «Я просто не хочу больше этим заниматься». И мне это действительно никогда не приходило в голову, потому что я определённо всё ещё хочу — я хочу петь".
"Были наркотики, и это были трудные времена. Но я пережила это. И были моменты, когда я думала: ну а вдруг не переживёшь? А потом я говорила: О, нет, нет, нет, ты выживешь.
Потому что у тебя еще много интересных вещей, которые нужно сделать".
Источники: Stevie Nicks: Oprah's Masterclass, Википедия, The New Yorker.
Долорес О'Риордан: такая короткая песня о мире.
Новый альбом Земфиры: капсула памяти для потомков.
Джун Матис - самый высокооплачиваемый руководитель старого Голливуда.
Твигги: как за несколько лет изменить мир моды навсегда.
#история #музыка #женщины #культура #рок-музыка