Найти в Дзене
BK -Story

Черный АДАМ - смотреть или несмотреть?

Фильм "Черный Адам" режиссера Жауме Колле-Серра с замечательным исполнением главной роли Дуэйном Джонсоном - один из лучших супергеройских фильмов DC на сегодняшний день. Эта история о мрачном, кажущемся злобным боге, который вновь появляется в давно оккупированном ближневосточном государстве, отвергает большинство вариантов, которые придают безвкусицу даже хорошим работам в этом жанре. В первой трети фильма заглавный герой - чемпион, бросивший вызов деспотичному королю тысячи лет назад, - предстает как страшная и непознаваемая сила с бездонным аппетитом к разрушению. Известный под древним прозвищем Тет-Адам, его возрождение из пустынной гробницы оказывается одновременно чудом и проклятием для людей, которые молились о том, чтобы кто-то защитил их от корпоративно-меркантильных бандитов, угнетавших их десятилетиями и разрабатывавших их землю.

На протяжении всего оставшегося времени "Черный Адам" опирается на неизбежность эволюции Адама к статусу хорошего парня, сгущая краски трансформации титульного персонажа в первых двух фильмах "Терминатор" (есть даже комические фрагменты, где люди пытаются научить Адама сарказму и Женевским конвенциям). Затем "Черный Адам" добавляет в фильм сентиментальность мачо, которая часто встречалась в старых голливудских драмах об одиночках, которым нужно было принять участие в каком-то деле, чтобы перестроить свои моральные ориентиры или осознать собственную значимость. Но острая грань, которую фильм привносит в первые части своей истории, никогда не притупляется.

Адам поначалу кажется такой же в прямом и переносном смысле силой природы, как Годзилла и другие чудовища в японских фильмах о кайдзю. Людям, попадающимся на пути Адама, поначалу трудно понять, добрый он, злой или просто равнодушный к людским проблемам. Одно можно сказать наверняка: все хотят, чтобы Адам помог им предотвратить возложение короны, выкованной в аду и напитанной энергией шести демонов, на голову кого-то из Интерганга, глобального корпоративного/меркантильного консорциума, интересы которого представляет двуличный обаяшка (Марван Кензари).

Десятилетия назад Хамфри Богарт сыграл множество циничных мужчин, которые настаивали на том, что их не интересуют дела, а затем передумывали и брались за оружие против коррупции или тирании. Зрители до сих пор любят эту историю, и Джонсон много раз обновлял ее в своей карьере, последний раз в фильме "Круиз по джунглям", где он сыграл персонажа, созданного по образцу капитана речного судна Богарта в фильме "Африканская королева". Он использует винтажную первобытную актерскую игру Сильвестра Сталлоне и Арнольда Шварценеггера, но также и поэтически-грубые выступления, как силач Энтони Куинн в фильме "Страда", и наполняет все это своей собственной уникальной харизмой. "Черный Адам" подтверждает, что он изучил классику и выбрал те фрагменты, которые, похоже, работают на него. Есть даже нежные моменты сожаления и осуждения, которые, кажется, вдохновлены фильмами о моральном пробуждении 1950-х годов, такими как "На набережной".

Последние обычно вызываются тремя "гражданскими" персонажами, которые взывают к врожденной (хотя и погруженной) доброте Адама. Один из них - Адрианна Томаз (Сара Шахи), профессор университета, боец сопротивления и вдова героя сопротивления, убитого колонизаторами. Другой - веселый и неукротимый сын Адрианы Амон (Бодхи Сабонгуи), который носится по разбомбленному городу на скейтборде, у которого, кажется, столько же вспомогательных применений, сколько у швейцарского армейского ножа. А еще есть брат Адрианы Амир (комик Мохаммед Амер), который оживляет стандартную роль земного человека.

Однако сценарий Адама Штыкиэля, Рори Хейнса и Сохраба Ноширвани каким-то образом не поддается искушению погрязнуть в незаслуженных чувствах. Фильм также не настаивает на том, что Адам и супергерои, привлеченные для противостояния ему (Хоукмен Олдиса Ходжа, Атомный Размозжитель Ноя Центинео, манипулирующий ветром Циклон Квинтессы Суинделл и прыгающий по измерениям и ясновидящий доктор Фейт Пирса Броснана), - прекрасные люди, у которых чистые мотивы и всегда добрые намерения. В разговоре о мотивах и тактике никто не может быть полностью прав или не прав. Острота фильма исходит от его решимости жить в морально-серых зонах так долго, как только возможно.

Это также происходит от насилия, которое представлено как неизбежный результат личностей, амбиций и обязанностей персонажей, а не связано с каким-то определенным кодексом или философией. Такое обрамление, плюс брызги крови и изображения людей, которых закалывают, расстреливают и раздавливают, доводят рейтинг фильма PG-13 до предела, как "Индиана Джонс и Храм Судьбы" и "Гремлины" сделали это с рейтингом PG почти 40 лет назад. На показе "Черного Адама", на котором присутствовал этот автор, было несколько случаев ухода, и в каждом случае это был кто-то, кто привел с собой ребенка младше 10 лет.

Справедливости ради стоит отметить, что они, возможно, не ожидали, что фильм начнется с флэшбэка, кульминацией которого станет то, что рабу на стройке вырежут кишки и сбросят со скалы, а мальчику пригрозят отрубить голову, или что заглавный герой уничтожит армию с помощью электрических болтов и голых рук через несколько секунд после своего первого появления. Почти все остальные сцены, включая поясняющие диалоги, разворачиваются на фоне хаотичного города, жители которого ожесточились не только из-за оккупации, но и из-за катастроф, которые происходят при столкновении сверхсуществ, что перекликается с повторяющимися сценами и диалогами о том, что значит для маленькой страны быть захваченной и оккупированной чужаками, которые устанавливают свои правила и безразличны к повседневной жизни на земле.

Любители истории кино могут отметить студию, которая стояла у истоков проекта: подразделение Warner Bros. под названием New Line. Она поднялась на вершину славы благодаря фильмам ужасов, выросла за счет выпуска авторских, приземленных и грязных жанровых картин и драм (включая "Общество "Угроза-2"" и "Глубокое прикрытие") и занялась блокбастерами, выпустив оригинальную трилогию "Властелин колец". Эту родословную можно увидеть во многих сценах и эпизодах этого фильма, который по факту имеет рейтинг PG-13, но по духу - R. "Черный Адам" сразу же заявляет о том, что это за фильм, вплетая в него цитаты из песни Rolling Stones "Paint it Black" (мелодия которой звучит в партитуре Лорна Балфа) и музыкальные, а также визуальные фрагменты из "The Good, The Bad and the Ugly" - ключевых работ художников, чьи лучшие работы приглашают вас болеть за людей, которые движутся через свои миры как молотилки.

Режиссер фильма оттачивал свое мастерство в фильмах ужасов, а затем в триллерах с рейтингом R, в которых Лиам Нисон жестоко расправляется с противниками. Коллет-Серра заставляет фильм с рейтингом PG-13 чувствовать себя как R, отсекая или отпрыгивая назад от самого жестокого насилия, но позволяя нам услышать его (или представить его, когда люди смотрят с большого расстояния). Он также делает это, настаивая с помощью действий и диалога на том, что люди, даже сверхчеловеки, совершают поступки по разным, часто противоречивым причинам. (Спальня мальчика заполнена постерами и комиксами супергероев, и когда "хороший парень" и Адам сражаются там, они сжигают и разрывают самые узнаваемые иконы DC в рифму со сценами падения или разрушения исторических памятников города).

Верность основам киноповествования позволяет "Черному Адаму" оставаться в центре событий, даже когда он делает десять вещей одновременно. Фильм наполнен предвестиями, подставами, развязками, поворотами и сюрпризами, а также хорошо прописанными главными и вспомогательными персонажами. Особенно выделяется Броснан, который создает трогательный портрет бессмертного, уставшего видеть будущее и вспоминать свое прошлое. Доктор Судьба смотрит на тех, кто умеет жить настоящим, со смесью меланхолии, мудрости и зависти.

Еще один герой - Джонсон, который обладает настоящим актерским мастерством, но в последние годы часто кажется, что его сдерживает (а может быть, пугает?) прибыльный образ народного колосса. Он настолько минималистичен, насколько это вообще возможно в роли бога. Он многое берет от звезды экрана, которую чаще всего цитирует в фильме, Клинта Иствуда, но, похоже, он также учился у таких звезд, как Нисон, Тосиро Мифунэ, Сталлоне, Шварценеггер и Чарльз Бронсон, которые понимали, что камера может обнаружить и усилить слабые толчки эмоций, если только вы действуете вместе с фильмом, а не только в нем, и никогда против него. Пик - это мимолетный момент, когда Джонсон дает нам понять, что что-то глубоко внутри Адама изменилось, взглянув в другую сторону и смягчив черты лица. Это, возможно, полсекунды. Это не та актерская игра, которая завоевывает призы, потому что если она сделана хорошо, как в данном случае, то возникает ощущение, что это произошло в вашем сознании, а не на экране.

Политика и духовность фильма так же преданы и последовательны. Даже когда сюжет заигрывает с ориентализмом или включает в себя упрощенные западные образы рая и ада, "Черный Адам" никогда не упускает из виду то, что Адам представляет в нашем мире: автономию, освобождение, возможность искупления и обновления, а также отказ от того, чтобы определяться тем, как все всегда делалось.

Результат иногда выглядит как ответ DC на поп-культурное потрясение, которое произвела "Черная пантера", представляя собой версию афрофутуристического чувства фильма Marvel, отражающую Ближний Восток, и позволяя своему сеттингу заменить любое место, которое было колонизировано. Но его политика более четко определена и менее компромиссна. Фильм "Черный Адам" до мозга костей антиимпериалистичен, даже приравнивает команду, похожую на Мстителей, посланную поймать и заключить Черного Адама в тюрьму, к силам "интервенции" Организации Объединенных Наций, которых не хотят жители региона, потому что они только ухудшают ситуацию. Фильм также является антироялистским, что еще более удивительно, учитывая, что предыстория зависит от королей и родословной.

"Черный Адам" - это превосходный и умный пример такого рода фильмов, который не выходит за рамки, а рисует увлекательные каракули на полях. В своей наглой, безжалостной, чрезмерно масштабной манере фильм Колле-Серры уважает свою аудиторию и хочет, чтобы она его уважала. "Черный Адам" дает зрителям все, что они хотели, а также то, чего они никак не ожидали.