С начала учебного года замечаю тревожную тенденцию у выпускников: назовём её «отсутствием искры».
«Не знаю, программистом, айтишником, наверное… Главное, чтоб платили побольше…» — так мне ответил одиннадцатиклассник на вопрос «Кем планируешь работать в будущем? На кого учиться?»
Мы говорили минут 10, из которых половину он безэмоционально перебирал прибыльные профессии, а я вдохновенно рассказывала о своих педагогических приключениях.
Я попыталась: «А что тебе интересно? Кто вдохновляет? О чём мечтаешь? Чем занимаешься в свободное время? Какое хобби?»
И всё мимо: «ничего, ничем, так, с друзьями, то-сё».
При этом он вполне себе speak еnglish, отличает Бетховена от Баха и планирует поступать на бюджет. Возможно, он не хотел делиться, рассказывать о себе, допускаю. Но… когда глаза горят идеями, это ведь не спрячешь.
Ученик ушёл, а я почувствовала странную смесь чувств. Интересный, порядочный, без вредных наклонностей юноша с высоким образовательным потенциалом — и абсолютное отсутствие искры к чемубы то ни было. Кроме денег.
А вот мой сосед-подросток, собираясь на встречу с друзьями, выдаёт:
— Да они мне в общем-то не нужны: у нас сейчас разные интересы. Но связи стоит поддерживать, так что я должен убедить их, что мы друзья, как и раньше.
— Зачем? — не поняла я. — Зачем тебе их убеждать в дружеских чувствах, которых нет. Ну сменился у тебя круг интересов. Конечно, не нужно ссориться и оскорблять друг друга, но и лицемерить смысла не вижу.
— Один из них мне дарит дорогие подарки, и у него родители со связями, он мне может пригодиться. Другие полезны в чём-то другом.
Он говорил, перечислял, подмигивал, активно жестикулировал, многозначительно поджимал губы… И было видно, что юноша очень собой доволен — мол, вот я какой продуманный, связи у меня, ага.
Что? Дружба ради выгоды? В 17 лет?
Девушка-девятиклассница говорит мне обречённым голосом:
— Скорей бы начать работать где-нибудь и съехать от родителей. Вот окончу 9-й класс и…
Парень, за последний год сменивший три места работы, рассказывает о новой, четвёртой:
— Иду завтра на собеседование.
— Что за вакансия?
— Не знаю, как обычно… Что-то там делать надо будет.
— Тебе совсем неважно?
— А смысл?
Я напрягаюсь. Даже расстраиваюсь. Я жажду юношеского максимализма, горосворачивания, энергичных мечтаний, амбиций и да, бунта, почему нет? Мне кажется, это обязательный пункт. Да куда же он подевался?
Всё чаще встречаю молодых людей с философией «главное, чтоб платили побольше».
Обычно родители играют за эту команду в те волнительные месяцы между школой и вузом. Они говорят о надёжности, куске хлеба, субсидиях,соцпакете и перспективах. А молодёжь ратует за интерес, мечту, приключения, риск.
Мне мало драйва в словах и намерениях ребят и девчонок. И потому я задаю себе вопросы:
— Что такого делают родители в семьях этих детей, и почему получается «это»?
— Принципы, дружба, самоопределение уже не актуальны?
— Что мне как маме делать, чтобы не услышать подобных речей от своего сына?
— В каком возрасте исчезает искреннее и настоящее и появляются расчёт и скука?
Так уж сложилось, что за последние несколько недель я поговорила с десятком парней и девушек. И просто не получается не думать об этом.
Вспоминаются строчки из песни черепахи Тортилы:
«… Юный друг, всегда будь юным,
Ты взрослеть не торопись,
Будь весёлым, дерзким, шумным!
Драться надо — так дерись!»
Мне всё кажется, что это так влияет игла потребительства — явления, присущего нашему времени.
Для меня важно, чтобы дружба оставалась дружбой: сразговорами по душам, помощью другу в трудную минуту, крепкими объятиями. И мы, взрослые, должны подавать пример детям.
Чтобы наша работа была призванием.
Чтобы жизнь была интересной и полной смысла.
Тогда и в глазах наших детей зажгутся огоньки! И высокооплачиваемая служба не окажется пределом их мечтаний.
Автор: Яна Набокова, мама первоклассника на СО, педагог, писатель
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте другую статью автора:
#психология #воспитаниедетей #обучение #подростковыйвозраст #подростки