В XIX веке по всей России у девушек и дам в моде были комнаты, напоминающие нарядную бонбоньерку – изящную коробку для конфет. Такое сходство достигалось благодаря обилию в интерьерах всевозможных безделушек, которые назывались bibelots (фр. – изящные вещицы). Фарфоровые фигурки в виде галантных кавалеров, грациозных дам, играющих детей стояли повсюду: на полках шкафчиков, шифоньерок, этажерок, туалетных столиках. Восхититься подобными куколками можно было на выставке из собрания Государственного Эрмитажа «Итоги всех веков. Эпоха историзма в России. 1820–1890-е годы».
Одна из таких статуэток – «Садовница». Фарфоровая фигурка красавицы впечатляет воздушной прелестью. Пышное кружевное платье пастельных тонов подчеркивает белизну ее рук и лица. Светлые локоны, кружева и корзину в руках садовницы украшают распустившиеся розы. Эти цветы издавна таили символический смысл. Божественная прелесть розы позволила провозгласить ее цветком Венеры, воплощением совершенной красоты.
В идиллическом образе молодой садовницы и легком изгибе ее фигуры угадывается один из самых популярных «вкусов» в России XIX столетия – «второе рококо». Кроме того, по аккуратно выведенным бровям, розовой губной помаде и томному румянцу фарфоровой куколки без труда вырисовывается макияж дамы «галантной» эпохи. Каждая модница XVIII столетия обильно пользовалась румянами и ярко красила губы. Малейшему изменению моды приходили на помощь хитроумные приспособления. Так, желание иметь пышные брови удовлетворялось при помощи накладных кусочков меха с низким ворсом, а округлый овал лица достигался путем закладывания за щеки пробок.
Антон Райхштат совместно с центром «Эрмитаж-Казань».