Одежда во многом формирует и тело, и поведение, и самоощущение, и восприятие другими. Нижнее бельё утягивает, поднимает, создаёт силуэт, оно может быть удобным и не сковывать движения, а может вызывать обморок. Выбор цвета, модели, видимость белья или отказ от него – сообщение о взглядах/статусе/вкусе/стиле жизни человека. При историко-художественной реконструкции какого-либо периода стремятся сохранить правдивость в полной версии костюма, а не только в верхнем слое. Например, в скандальном проекте «ДАУ» участникам предлагалось использовать историческое бельё, как итог – многослойное бельё на Наташе из одноимённого фильма, которое не может снять героиня.
Белое, хлопчатобумажное, простое по требованиям гигиены, экономии и раннесоветской эмансипации, неудобное и некрасивое из-за перекосов в производстве – так мне представлялось советское нижнее бельё. Исследование Ольги Гуровой подтверждает: большинство моделей шились именно такими – белые «бумажные» без особенного декора. Но разнообразие всё же было, хотя бы за счёт пошитого самостоятельно белья или привезённого из Прибалтики или Москвы. Особенно в «оттепельные» годы, когда альтернативные фасоны нижнего белья можно было увидеть на актрисах и актёрах из иностранных фильмов. Так, начавшаяся в 1940-е в США мода на бюстгальтеры-конусы дошла к 1950-60-м в СССР. Сама форма конуса появилась на волне возвращения нижнему белью женственности. Такая выкройка близка к анатомическому строению и создаёт эффект некоторого обнажения. Эротизация достигается и с помощью цвета, ткани, фурнитуры.
На фото бюстгальтеры 1960-х и начала 1970-х годов, купленные в Москве (ГУМ или ЦУМ). Атласная ткань, выделка, вышивка, растительный принт, кружево, тесьма, та самая конусовидная чашечка и отстрочка по кругу сочетаются с неудобными застёжками и странным размерным рядом, например, предполагаемый объём под грудью никак не соотносится с размером груди.
Самый интересный – розовый бюстгальтер без бретелей, напоминающий корсет и предназначенный для ношения под открытое платье, по нему можно изучать грани «оттепельных» представлений о женственности: рюшами отделан даже край резинки. Неловкость попыток создания «красивого» белья кристаллизуется в процессе ношения, т. е. неприспособленности застёжек к частому и быстрому расстёгиванию и застёгиванию, сложностях индивидуализации – регулировании длины лямок и боковых деталей.
А за кадром здесь остались советские трусы, панталоны, сорочки, комбинации, компрессионное бельё, послеродовые бандажи, бюстгальтеры для кормления, чулки, пояса, колготки, кальсоны…
Если Вам понравилась статья, то буду рада комментариям, лайкам, подпискам. Больше историй о советской культуре в telegram-канале «Рефлексивный суп»