Найти в Дзене
Мяч над сеткой

Перед тренировкой в сборной России боялась заходить в раздевалку. Интервью с Полиной Матвеевой. Часть вторая

Всем привет, с вами «Мяч над сеткой»! Знакомиться со связующей сборной России и одинцовского «Заречья» вы уже начали, поэтому знаете, когда Полина Матвеева выбрала свое амплуа, за чьей игрой смотрела внимательно и почему отказалась сменить команду. Во второй части беседы тоже много подробностей! Есть мнение, что иметь среди родных волейбольных профессионалов – очень хорошо. Помогут, искренне подскажут, дельным словом поддержат. Но издержки у волейбольной семейственности тоже есть. С них интервью с Полиной Матвеевой и продолжим. Критика мамы и удивление сестры «Мама смотрит мои матчи и постоянно их разбирает. Поэтому когда созваниваемся с ней после матчей, прошу ее: «Давай сегодня без волейбола». Но у нее обычно другой настрой. Говорит: «Я же хочу тебе помочь – подсказать, где ты могла сыграть лучше». Вне критики мамы я остаюсь очень редко. Вообще, самоощущение от своей игры часто со сторонней оценкой различается. Бывает, мне самой не понравилось, как я сыграла, но потом слышу позитив

Всем привет, с вами «Мяч над сеткой»! Знакомиться со связующей сборной России и одинцовского «Заречья» вы уже начали, поэтому знаете, когда Полина Матвеева выбрала свое амплуа, за чьей игрой смотрела внимательно и почему отказалась сменить команду. Во второй части беседы тоже много подробностей!

Есть мнение, что иметь среди родных волейбольных профессионалов – очень хорошо. Помогут, искренне подскажут, дельным словом поддержат. Но издержки у волейбольной семейственности тоже есть. С них интервью с Полиной Матвеевой и продолжим.

Для дирижирования игрой связующей все надо держать под контролем. Полина Матвеева в матче за сборную России. Фото: "Советский спорт"
Для дирижирования игрой связующей все надо держать под контролем. Полина Матвеева в матче за сборную России. Фото: "Советский спорт"

Критика мамы и удивление сестры

«Мама смотрит мои матчи и постоянно их разбирает. Поэтому когда созваниваемся с ней после матчей, прошу ее: «Давай сегодня без волейбола». Но у нее обычно другой настрой. Говорит: «Я же хочу тебе помочь – подсказать, где ты могла сыграть лучше». Вне критики мамы я остаюсь очень редко.

Вообще, самоощущение от своей игры часто со сторонней оценкой различается. Бывает, мне самой не понравилось, как я сыграла, но потом слышу позитивные отзывы, говорят: «молодец, хороший получился матч». А иногда получаешь от игры большое удовольствие, чувствуешь, что все силы и эмоции на площадке отдала, но говорят, сыграла не очень.

В зале и за его пределами я от самой себя сильно отличаюсь. Мне сестра говорит, что когда видит меня во время игры – я кажусь другим человеком. Выгляжу «непробиваемой», серьезной, слишком сосредоточенной. В жизни я много разговариваю, могу часто смеяться – этот образ на площадке не проявляется.

Думаю, спорт и обычную жизнь люди должны разделять. И характер у спортсменов может быть любым. Например, меня Вадим Анатольевич Панков называет мягкой, хотя сама так не считаю. Если человек заслужил – могу сделать замечание. Просто я не привыкла кричать на людей. Поэтому, наверное, выгляжу мягкой»

Полина утверждает, что за пределами площадки она выглядит другим человеком. Фото: из личного архива Полины Матвеевой
Полина утверждает, что за пределами площадки она выглядит другим человеком. Фото: из личного архива Полины Матвеевой

Мужской волейболе зрелищней женского

За чемпионатом мира по волейболу следила, но периодически. Когда время позволяло, смотрела трансляции и нарезки. Такие матчи я смотрю как простой зритель. Иногда можешь начать анализировать, могут проскочить мысли: «я бы здесь сыграла так, здесь бы сделала это», но потом вспоминаешь себя в подобной ситуации – и понимаешь, что другого решения там быть не могло. Поэтому смотрю просто как зритель со стороны.

Мужской волейбол смотрится динамичней, мощнее, поэтому в качестве зрелища он привлекательней. Еще и в профессиональном смысле может оказаться полезным. Иногда наблюдаешь внимательно – можно что-то для себя почерпнуть.

-А вот играть в волейбол против мальчиков не доводилось. В отличии от баскетбола. Я же начинала с него, там однажды ездили на соревнования – против мальчиков играли. А в волейболе сейчас такое и не практикуется»

Волнительный диалог со Старцевой

«Хоть и вызываюсь в сборную России с 16 лет, опытным игроком сборной себя не считаю. Не так много матчей я провела за нее. Чаще стояла на замене. Но, то что рано начала привлекаться, - большой плюс. Тогда, после дебюта, были мощные впечатления. Радость и одновременно казалось, что это невероятно! Я основных игроков той сборной до этого видела только по телевизору. Женя Старцева, Ира Воронкова, Таня Кошелева, Наташа Гончарова. «Неужели я с ними тренироваться буду» - такие проскакивали мысли. У меня тогда и начался переход из детского волейбола во взрослый. Разница между 16-летними девочками и взрослыми волейболистками – огромна.

На Олимпиаде Матвеева сыграла в неполные 19 лет. Фото: sportinfo,
На Олимпиаде Матвеева сыграла в неполные 19 лет. Фото: sportinfo,

В чем это проявляется? Например, в технике. Если я могла где-то ошибиться, «накосячить», то у старших этого не случалось. Они все элементы выполняли точнее, надежнее, мяч ни у кого не «сваливался». Еще бросалась в глаза скорость принятия решений – на таком уровне это гораздо быстрее. И уверенность игроков в своих возможностях, конечно.

В сборной адаптация у меня проходила долго. Я ведь человек достаточно стеснительный, поэтому общалась в основном с молодежью. Со старшими из-за разницы в возрасте трудно было найти тему для общения. Да и знакомство оказалось для меня очень волнительным. Я не любитель куда-то ходить одна – предпочитаю в компании. А тут - первая тренировка в сборной России! Очень волновалась. Поэтому пошла с девчонками, которых уже знала. Попросила, чтоб сначала они зашли в раздевалку, а я уже потом.

Еще я долго раздумывала над способом обращения к старшим партнерам. Думала, или на «Вы» или по имени-отчеству. Серьезно – так и хотела обращаться! Поинтересовалась у Жени Старцевой – она сказала: «называй просто Женя».

Даже сейчас, спустя уже три года после дебюта в сборной, моя стеснительность никуда не ушла. На Олимпиаде оказалась рядом с американским баскетболистом – мне его игра всегда нравилась. Мечтала с ним сфотографироваться. И вот он – в столовой олимпийской деревни стоит в нескольких метрах от меня. Но я не подошла. Застеснялась».

По словам волейболистки, даже  три сезона игры на высшем уровне, от стеснительности ее не избавили. Фото: из личного архива Полины Матвеевой
По словам волейболистки, даже три сезона игры на высшем уровне, от стеснительности ее не избавили. Фото: из личного архива Полины Матвеевой

Строгий Терзич

Зоран Терзич – для меня второй иностранный главный тренер в сборной России. Мне кажется, что из всех иностранцев, которые у нас работают, - он самый строгий. Требует четкого выполнения заданий, строго спрашивает за ошибки. Хотя в игре при Терзиче перестраиваться не пришлось. Но каждый тренер вносит что-то свое, это касается и связующих. Говорят: «это в таких ситуациях делать надо» - «Этого делать нельзя».

При этом жестких рамок нет. Наоборот Зоран призывает играть раскрепощено, смело принимать решения. У него нет установок пасовать в определенной ситуации только во вторую зону или, например, играть обязательно первым темпом. Связующие в любом игровом эпизоде могут отойти от установки. Решения часто принимаются, исходя из ситуации. Невозможно придумать установку, которая подойдет для всех ситуаций. Все определяется на площадке»

Связующим часто приходится отходить от тренерской установки. Фото: Всероссийская федерация волейбола
Связующим часто приходится отходить от тренерской установки. Фото: Всероссийская федерация волейбола

Если вам интервью понравилось – вы лайкнули. А если уже ждете следующего интервью, вы точно подписались!