Аркадий Райкин родился 24 октября 1911 г. в Риге в семье Исаака Давидовича и Елизаветы Борисовны. Его отец работал браковщиком лесоматериалов в Рижском морском порту, мать была домохозяйкой. По воспоминаниям Аркадия Райкина, его «дебют» на непрофессиональной сцене состоялся в семилетнем возрасте в Рыбинске. Тогда соседские мальчишки поставили во дворе спектакль о жизни разбойников. В этой постановке Аркадий Райкин сыграл роль убитого купца. [2]
В 1935 году окончил Ленинградский техникум сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств), куда подал документы вопреки желанию родителей. Первоначально поступал на курс к Л. З. Траубергу и Г. М. Козинцеву, однако по результату экзаменов был определён в мастерскую ближайшего помощника Вс. Э. Мейерхольда. Одновременно с обучением в техникуме брал частные уроки пантомимы и сценического движения у известного артиста жанра музыкальной эксцентрики, «короля юмора» 1910-х годов, М. Н. Савоярова. Специфика савояровского сценического стиля нашла своё воплощение в первых эстрадных номерах артиста, которые были поставлены в танцевально-мимическом жанре, без единого слова.
Начинал свою актёрскую деятельность как киноартист, но в целом карьера в кинематографе сложилась для него не особенно успешно. Признание пришло к актёру в Москве, в ноябре 1939 года. Тогда он стал Лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с танцевально-мимическими музыкальными номерами «Чаплин» и «Мишка». В том же 1939 году был принят в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр (ныне Театр эстрады имени А. И. Райкина), где выступал с эстрадными номерами, освоил жанр конферанса. Спустя три года стал художественным руководителем этого театра [3]
В своем творчестве Аркадий Райкин создавал как остросатирические, так и лирические образы. Широкую известность обрели его номера с перевоплощениями. В своих выступлениях артист активно использовал приемы буффонады и эксцентрики. Наряду с этим, Райкин свободно владел искусством пантомимы, лирического монолога и конферанса. В ходе зарубежных гастролей, на которые театр выезжал с конца 1950-х гг., артист регулярно исполнял миниатюры на языках принимающих стран — английском, немецком, польском, румынском и др. [2]
Многие называли Аркадия Исааковича Райкина «человеком с тысячью лиц». И это несмотря на то, что Аркадий Райкин был единственный на всю страну. Очень часто в дверях его гримерной стояла костюмер Зинаида Ниловна Зайцева и не пускала посетителей к актеру. Из толпы доносился крик — «Пустите, я же министр». На что Зинаида спокойно отвечала: «Министров у нас много, а Райкин один». [4]
Некоторые факты биографии
На протяжении долгого времени Театра миниатюр оставался единственным, как вспоминал впоследствии Райкин, «на худосочной в ту пору ниве сатиры и юмора». У истоков стояли известные артисты К. Гибшман, А. Матов, Н. Копелянская, З. Рикоми, Р. Рубинштейн, художник П. Снопков, литератор и режисер Н. Сурин, артист и режиссер А. Шубин.
Привлекая к работе современных авторов-сатириков, Райкин постепенно строил уникальный театр. Среди авторов были М.М. Зощенко, Евг. Шварц, В. Поляков. В 1960-е годы свои первые произведения предлагал Райкину М. Жванецкий и другие мастера слова. Райкин создавал многообразные по жанру спектакли, в которых органически сочетались пантомима, искусство мгновенной трансформации, танцы, куплеты, пародии, цирковые номера. [...] Райкин вошел в историю мирового искусства как непревзойденный создатель пластической, мимически точной, интонационной миниатюры, а также как уникальный творец масок. [...]
Понимая свое значение как лидера, организатора, Райкин настаивал на том, что создание Театра миниатюр — коллективный труд людей, проработавших вместе на протяжении нескольких десятилетий. Под непосредственным влиянием Райкина родились театры Г. Хазанова, Е. Петросяна, Р. Карцева и В. Ильченко. Благодаря Райкину обрел собственную интонацию М. Жванецкий. [5]
Два классика юмора
Знакомство двух классиков юмора — Михаила Жванецкого и Аркадия Райкина стало знаковым для обоих. Их плодотворное сотрудничество продолжалось на протяжении шести лет. Работа с актером и режиссером стала для молодого писателя толчком к всесоюзной славе. А миниатюры авторства сатирика украсили репертуар Райкина. [...]
В 1963 году во время гастролей в Одессе Ленинградского театра миниатюр молодой писатель представился знаменитому артисту и показал свои произведения. Худрук взял их в свой репертуар и сделал целую программу под названием «Светофор». Спустя год Райкин пригласил автора в театр на должность заведующего литературной частью. [...]
По мнению Райкина, Жванецкий не состоялся как редактор, но бесспорно стал одним из лучших писателей в своем жанре. Литературный дар и стиль сатирика настолько покорили худрука, что на какое-то время Жванецкий занял в театре позицию «автора-премьера». Его миниатюры «Дедушка с внуком Юзиком», «Участковый врач», «Авас», «В греческом зале» и многие другие получили широкую известность и растаскивались на цитаты.
Однако цитируя персонажей Жванецкого, зрители не знали, кому принадлежат эти строки. Райкин не присваивал тексты автора себе, но и не озвучивал его фамилию. В результате народ либо автоматически приписывал миниатюры Райкину, либо вовсе принимал прозу, написанную одесситом, за народное творчество. Как признавался сам великий артист, это начало обижать амбициозного Жванецкого.
Вскоре желающий заявить о себе писатель-сатирик стал выходить к публике и читать свои произведения без посредников. Остроумный автор быстро завоевал признание. С одной стороны Райкин понимал желание коллеги общаться с поклонниками напрямую, но работу на два фронта не поощрял. Все «левые» концерты сотрудников Ленинградского театра миниатюр бросали тень на репутацию уже считавшегося классиком худрука.
Годы спустя Райкин и Жванецкий восстановили общение и, казалось бы, забыли прежние обиды. Однако былого тандема уже не получилось. [6]
Автор: Алексей Александрович Морозов
Интересно? Еще можно почитать
1) «Если ты чуть-чуть отстал или отошёл в сторону, то пространство сразу заполнится чужими идеями, которые становятся оппозицией. А в театре оппозиции быть не может — Вы видите, что случилось с театром Любимова. Это непросто — быть лидером, диктатором в театре. Здесь нет полиции, нечем держать влияние. Есть только один метод — это быть постоянным генератором идей, заражать ими всю труппу и ту многотысячную армию зрителей, которые потом приходят на твои спектакли. Ведь диктат в театре распространяется не только на актёров, но еще и на зрителей»...
Этот и еще 48 материалов VIKENT.RU по теме Команда творческой личности-лидера
2) Видео: 50 ШАГОВ ЧЕК-ЛИСТА АЛЕКСЕЯ САМОЙЛОВА для ДИАГНОСТИКИ КОЛЛЕКТИВОВ / КОМАНД
3) Видео: МЕТОДИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ от 300 ЭВРИСТИК по И.Л. Викентьеву
Источники
- Райкин, Аркадий Исаакович https://tass.ru/encyclopedia/person/raykin-arkadiy-isaakovich
- Райкин Аркадий Исаакович http://budupomnit.ru/groups/188
- Король и шут. Воспоминания А. Райкина https://web.archive.org/web/20090611001506/http://www.retro.in.ua/xtype/2009/06-06/korol-i-shut-vospominaniya-a-rajkina/
- РАЙКИН, АРКАДИЙ ИСААКОВИЧ https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/RAKIN_ARKADI_ISAAKOVICH.html
- Когда двум гениям тесно: за что Райкин выгнал Жванецкого из театра? https://www.5-tv.ru/news/318786/kogda-dvum-geniam-tesno-zacto-rajkin-vygnal-zvaneckogo-izteatra/
#vikent_ru #Райкин #великиеличности #великиелюди #творческиелюди #творческиеличности #деньрождения