Возраст от 3 до 5 лет ученые называют младшим дошкольным возрастом.
Дошкольник активно познает мир, умственное и эстетическое развитие набирает обороты. Ребенок внятно выражает свои мысли. Может играть самостоятельно до 20 минут. Некоторые и больше. В этом возрасте наступает возраст "почемучек", это помогает ему расширить рамки мира.
В этом возрасте интенсивно формируется психика ребенка. Ребенок продолжает развиваться в игре. Это хорошо еще и тем, что не требует специальной подготовки.
Ребенок копирует, подражает взрослым, так он моделирует свое поведение. Это является методом обучения.
МОТОРИКА РЕБЕНКА
Наверняка вам известно, что двигательная активность ребенка влияет на его мыслительные процессы. Чем сильнее развита моторика (мелкая, крупная), тем лучшее кровообращение мозга.
Развивать мелкую моторику следует с самого рождения. Делать пальчиковую гимнастику. С детьми чуть постарше лепить и рисовать, собирать конструктор и т.д. Существует много способов развивать мелкую моторику.
Но к сожалению, о проблемах с координацией и мелкой моторикой родители узнают только в школе или незадолго до нее. И это дает дополнительный стресс и нагрузку психику ребенка. Ему со школьной программой надо разобраться, а тут еще тело и пальцы не слушаются.
ВНИМАНИЕ дошкольника
К 4 годам ребенок способен переключить свое внимание на что-то другое, а потом спокойно вернуться к своей деятельности.
В дошкольном периоде ребенок долен освоить устойчивость внимания, переключение и распределение внимания.
С 3х лет начинает формироваться произвольное внимание, т.е. ребенок способен сам переключить свое внимание на другой предмет или деятельность. Задача родителей - помочь сформировать у ребенка внимание, способность сосредотачивать свое внимание на занятии.
Помогайте установить ребенку причинно-следственные связи, наблюдайте за природой.
Наблюдение и внимательность влияют на развитие восприятия, речи, что является основой для развития памяти и мышления, формирует способность к обучению.
ПАМЯТЬ
Чем лучше развито внимание и наблюдательность, тем больше объем и крепче память.
Память бывает разная: двигательная, зрительная, слуховая, эмоциональная, осязательная и др. Раньше всего дети запоминают движения.
Дети 3-4 лет не запоминают специально, информация запоминается сама собой. Именно в этом возрасте стоит начать тренировать память.
Способность к запоминанию - важная составляющая развития.
МЫШЛЕНИЕ
Развитие мышления тесно связано с развитием памяти, внимания, восприятия. Мышление связано с двигательной активностью.
Ребенок 3-4 лет делится своими наблюдениями, рассуждениями, задает вопросы. Он мыслит.
Взрослому стоит помочь ребенку группировать предметы по признакам, по характеристикам.
РЕЧЬ
Речь - это основа грамотного обучения ребенка, средство установления и поддержания общения и коммуникации. Трехлетний ребенок уже способен понимать обращенную к нему речь.
На речь ребенка, ее грамотность и разнообразие влияет общение со взрослыми. Поэтому так важно уделять качественное время для общения с ребенком.