Найти тему
PROG ISLAND

Prog Island: Камерный RIO - SOTOS - "Platypus" (2002)

SOTOS ,,Platypus” (2002)

Songs/Tracks Listing: 1. Malstrøm - Part 1 (5:20)/2. Malstrøm - Part 2 (4:30)/3. Malstrøm - Part 3 (4:19)/4. Malstrøm - Part 4 (5:01)/5. Malstrøm - Part 5 (9:59)/6. Malstrøm - Part 6 (7:18)/7. Malstrøm - Part 7 (4:31)/8. Wu (27:37)
Total Time: 68:34

Line-up/Musicians: Nicolas Cazaux - violin; Yan Hazera - guitar, metallophone; Nadia Leclerc - cello; Bruno Camiade - bass; Michael Hazera - drums, percussion

«Наших монстров нельзя продемонстрировать. Вы не можете сказать - вот монстры моего сознания, потому что тогда они сразу превращаются в домашних животных» - Жак Деррида (1930-2004) - французский философ.

Весь альбом послушать и скачать можно ЗДЕСЬ

КАМЕРНЫЙ RIO

Пожалуй, ни одно ответвление рок-музыки не ушло так далеко от своего «родителя». Пожалуй, ни одна из многочисленных стилистических рок-веток не может с ним сравниться по элитарности. Пожалуй, это самая непопулярная и мало изученная область рок-музыки, которая, собственно, и к року имеет достаточно опосредованное отношение.
Посудите сами. Музыканты сознательно отринули основы рока: драйв, песенность, привлекательность, ритмическую танцевальность и мелодию, что запоминается надолго. Мало того, они еще и привнесли в состав различный академический инструментарий, который не просто является аккомпанементом, а выходит на авансцену, ведя за собой и остальные инструменты, но уже подчиненные им. Да и само выражение музыки сместилось в сторону академизма, делая акцент на разнообразные искания 20-го века. Потому и музыка этих групп уже вряд ли может быть определена только как рок. Вернее всего их опусы ставить на полку академической музыки 20-го века. Музыка это также сложна, экспериментальна и неоднозначна, как и произведения профессиональных композиторов. Впрочем, значительная часть рок-музыкантов этого направления либо имеет соответствующее образование, либо самостоятельно пришла к пониманию значимости развития музыки как таковой во всех ее проявлениях. Второй альбом французской RIO формации Sotos «Platypus» является одним из лучших образцом именно такого академизма. Об этой записи и речь. Она по праву заслуживает пристального к ней внимания.

«PLATYPUS»

Квинтет студентов Национальной Школы Музыки из Бордо был образован еще в 1996 году. Сразу же поставив перед собой высокую планку профессионализма, они взяли курс на авангардные течения 2-й половины 20-го века. Их первый альбом, выпущенный в 1999 году, моментально закрепил Sotos на вершине современного RIO. Он одновременно порадовал и любителей прогрессивно- авангардной музыки и приятно удивил музыкальных критиков, которые тут же стали соревноваться друг с другом в подборе сопоставлений. И хотя в их рецензиях звучали сплошь имена величин от Univers Zero до Б. Бартока, думаю вряд ли нужно проводить какие-либо сравнения, ведь музыкальный язык Sotos оригинален и не нуждается даже в приблизительном сравнении.
Дебютный альбом, столь удачный и интересный, не вскружил музыкантам голову, не подтолкнул их ( как это часто бывает) в сторону упрощенности и вездесущей песенности, а явился трамплином для их дальнейшего развития. Без спешки и суеты группа начала нарабатывать материал к следующей записи. И здесь в роли лидера уже выступил не только Yan Hazera, но и бас гитарист Bruno Camiade, показавший себя интересным композитором. Результат получился столь неожиданный и совершенный, что в пору говорить о нем лишь возвышенными эпитетами. Предваряя сам альбом, необходимо напомнить читателю о том, что мы говорим об очень сложной, экспериментальной и авангардной музыки, написанной и великолепно исполненной в рамках самого сложного рок- ответвления RIO. Потому, конечно, характеризовать такую музыку одновременно и сложно и очень интересно. Ценителей таких закоулков музыкальной изощренности не так уж и много, наверное, так и должно быть: ведь это не массовая псевдокультура с ее навязчивыми элементарными градациями. Здесь все гораздо сложнее и разнообразнее.

Центральное произведение альбома- это 41 минутная сюита «Malstrøm», принадлежащая перу Bruno Camiade. Семь ее частей, конечно же, можно вычленять и в самостоятельные пьесы, но все-таки она едина по замыслу и создает незабываемый образ препарирования музыкального сознания на полутемном операционном столе с разбросанными вокруг него запчастями и различными ключами для регулировки и экспериментирования над изношенным мозгом меломана. Нас ожидают интересные находки в области психо-эмоционального восприятия того направления, что принято называть авангардом.
Часть 1. Жесткое и неуютное вступление выливается в монотонную пульсирующую тему, бьющую в лоб. Становится ясно, что ждать пасторалей и слащавых романсов не стоит. Восходящая непрерывно надоедливая тема создает маршевый образ, столь бездушный, что впору лишь машине. Иногда же прорывающийся нежный контрапункт у скрипки как напоминание о спрятанной в глубине душе человеческой.
Часть 2. Продолжение этой темы в контексте фокусировки внутреннего настороженного мира. Соло виолончели, прерываемое жесткой гитарой, как ария певца, спрятавшегося от всех и боящегося даже своего голоса.
Часть 3. Мрачное развитие, основанное на джаз-роковой метро-ритмике,тяготеет к отстраненному cool avantgarde и представляется как мрачное предчувствие, которое…
Часть 4. … которое трансформируется в зашифрованное пунктирное послание, напоминающее азбуку Морзе. Мрачная тема давит и не оставляет даже малейшего просвета надежды. Все темные музыкальные краски здесь собраны воедино и это производит должное гнетущее впечатление необратимости и бездушия.
Часть 5. Пиццикато струнных таинственно и загадочно. следующая же далее тема скорбна и трагична. Реквиемообразность здесь многообразна. Тема, звучащая в унисон, столь душевна, что вполне могла бы называться Lacrimosa. Это самая длинная часть, оставляющая гнетущее впечатление. Композиторский талант автора достоин наивысшей оценки.
Часть 6. Образы, сменяющие друг друга, как бы ставя перед слушателем вопрос о желании его и дальше идти в неизведанные территории музыкального подсознания, ориентированного на академизм Д. Д. Шостаковича. Реприза из части №4 лишь добавляет экспрессии и напряженности. Allegro con fuoco в завершении как кульминация, достойная лучших образцов классики 20-го века. Настороженное же завершение воспринимается лишь как многоточие в бессмысленных поисках истины, но все обрывается неожиданным ударом, напоминая в смертности в любой момент жизни.
Часть 7. Загадочная и отрешенная тема как взгляд сверху на наше бытие. Здесь нет эмоций и переживаний, лишь необозримость света и нескончаемая чистота как вершина стремления души человеческой.

«Wu». Пости получасовая композиция Yan Hazera. Смесь электрических вспышек, гневных монологов, вопросительных интонаций и жестких тем уводит сознание в сторону, совершенно далекую от однотемности. Постепенно вырисовывающийся образ может быть определен в разряд мрачных монстров, сидящих в удаленных мирах подсознания и готовых в любой момент захватить власть над всем логическим и разумным, что и является отличительной особенностью человека мыслящего от звериного потустороннего мира. Композиция, несомненно, достойна ее воплощения на холсте художника с использованием лишь черной краски.

Конечно, тишина после прослушивания просто необходима. Как необходимо к этой музыке и возвращаться периодически, чтобы находить там новые смысловые акценты.

К сожалению, этот альбом стал последним в истории группы. Далее братья Hazera создадут формацию Zaar, выпустят единственный альбом ( но какой!), а вскоре после этого Yan Hazera погибнет в Барселоне. Он похоронен в Гаасе, небольшой французской деревушке, где и репетировали музыканты. На этом история группы Sotos и закончится окончательно . По этому поводу как не вспомнить знаменитое изречение: «Все течет, все меняется. И никто не был дважды в одной реке. Ибо через миг и река уже не та, и сам он уже не тот»- Гераклит (544-483 гг. до н. э.).

(с) Вадим Соседко, 2022

(с) Prog Island, SPb, October 2022