Ура! Я услышала долгожданное "МА-МА"!😍
Почти в 2 годика дочка не разговаривала "по-человечески". Объяснялась мычанием, тыкая пальчиком в нужный предмет, что-то лепетала на своем "тарабарском" языке. На фоне годовалых крошек, одна из которых однажды подошла к нам в поликлинике и четко сказала "ДАЙ СОСИСКУ!"😂, это выглядело очень грустно...
Здравствуйте! Меня зовут Альфия, я молодая мама, причем весьма тревожная 🤔 Неделю назад мы завершили курс занятий с логопедом-дефектологом. В статье делюсь нашим опытом и упражнениями, которые помогли ребенку заговорить.
Когда начинать беспокоиться и нужно ли вообще это делать?...
Окружающие уговаривали оставить ребенка в покое и не паниковать раньше времени. Действительно, все детки разные, каждый развивается индивидуально, всему свое время...
Однако, с каждым разом, когда я слышала забавные словечки других малышей, у меня портилось настроение, волнение постепенно нарастало. Муж уже в годик составлял предложения из трех слов (спасибо бабуле, много занималась с ним), я тоже уже болтала вовсю (мама рисовала и везде клеила карточки)... Чем я хуже? У меня ведь тоже и карточки, и книжки, и развивашки, и всё-всё-всё, а дочка до сих пор мычит😑
Наконец, решилась показать ребенка специалисту (в 1,7 г). Записалась к врачу-логопеду в государственную поликлинику по месту жительства. В кабинете сидела миловидная дама средних лет. Увидев нас на пороге, говорит: "Ой, совсем еще малышка! Три года есть? Нет? Ну, если через год не заговорит, тогда приходите!".
Минуты две молча стою с выпученными глазами. Потом пытаюсь уговорить врача хотя бы взглянуть на ребенка (начиталась в интернете про короткие уздечки, зажимы и прочее). В ответ: "Да все у Вас в порядке, мамочка. На звуки откликается - значит, слух хороший. Позже заговорит. Карточки специальные купите, книжки читайте. Всё, идите."
Признаюсь, подобный "прием" меня ненадолго успокоил. Но время шло, а прогресса не наблюдалось. Вот уже второй день рождения на носу, а речь так и не наладилась.
Моя мама - заведующая частным детским садом - посоветовала обратиться к Юлии Викторовне Красавиной. Она давно занимается с их ребятами, которые демонстрируют потом хорошие результаты, в том числе особенные детки.
Я оказалась права, речь у дочери задерживалась не просто так. Оказалось, что у нее был тонус лицевых мышц и язычка, они находились в постоянном напряжении. Я-то думала, что сжатые губки - это проявление характера🙈 Причина тонуса - тяжелые роды, головка ребенка слишком долго была зажата в родовых путях. Устранить проблему помог курс массажа.
Юлия Викторовна мне понравилась с первого взгляда - статная, ухоженная, улыбчивая женщина. На первом занятии она сразу дала четкую установку:
- 50% результата - мои усилия, остальные 50% - Ваша дисциплина и регулярные занятия дома
И еще предупредила, что ожидать моментальных успехов не стоит. Любой навык требует постоянного повторения и закрепления, с первого занятия ребенок не начнет читать стихи и петь песни.
Даже если малыш не делает упражнения, а просто смотрит - это уже хорошо. Значит, в данный момент информация переваривается и постепенно откладывается в голове, чтобы в один прекрасный день малыш начал всё выполнять самостоятельно.
Как проходили занятия
Наша дочка - тот еще фрукт, настоящая "мамочница" и актриса. Первые занятия сопровождались капризами и воплями - и это тоже нормально. Кому понравится, когда чужая тетя лезет к тебе в рот какой-то странной палочкой и там ковыряется?🤔
Благо, Юлия Викторовна - специалист опытный (стаж более 15 лет), и не такие концерты пресекала. Она умеет переключить внимание ребенка на что-то интересное, и уже хоп! и всё сделали, можно больше не плакать😂
Еще одно интересное наблюдение: когда ребенок приходит на занятие с папой, то он меньше отвлекается и капризничает. Да и сам отец чувствует свою значимость, важность собственного вклада в воспитание. Нашему папе удалось присутствовать на занятии всего 2 раза, но и это дало чудесные результаты. Он стал больше интересоваться, чем мы занимались в течение дня, что лепили, что нарисовали, какие книжки почитали... А в свободную минутку сразу сажает дочку на колени и начинает делать с ней упражнения. Ответственность - 99 level (уровень), как говорится :)
Мы прошли курс из 10 занятий, ходили три раза в неделю. Первое занятие длилось 15 минут, ближе к десятому занимались уже 40-45. Для малышей столько просидеть - это настоящий подвиг!🥳
Главное, ради чего мы ходили к специалисту - это массаж, направленный на снятие тонуса лицевых мышц (делает только профессионал, самим дома не получится).
После каждого занятия я выписывала в тетрадочку пройденные упражнения, чтобы повторять их после окончания курса дома самостоятельно. Получилось несколько страничек бесценной информации, которая может быть полезна родителям, у которых детки так же не спешат заговорить.
В целом, это классные упражнения и для взрослых👍
Упражнения:
1. Массаж логопедическими инструментами (зондозаменителями)
С помощью зондозаменителя (палочка с шариком на конце) аккуратно круговыми движениями массируем область под язычком (там, где уздечка и сосудики), а также щечки с внутренней стороны.
Конкретно у данного инструмента на другом конце есть вертушка, нужно сильно подуть, чтобы привести ее в движение. Но, честно говоря, конструкция не очень удобная, нужно искать правильный угол, чтобы она закрутилась. Я заказала на Озон игрушку-ветрячок, ей можно дуть прямо в центр цветочка. Малышке так легче, да и веселее😉
Второй инструмент называется "темпер". Мы его прозвали ёжиком, потому что он колючий. Ёжик тихонько "топает" по щечкам, подбородку, губам и язычку. Это не больно, даже немного щекотно, хотя похож темпер скорее на орудие пыток🙄
2. Массажер Су-Джок
Наше первое занятие началось с колючего шарика и каких-то пружинок. В переводе с корейского языка Су - "кисть", Джок - "стопа".
На ладошках (и стопах) находится много биологически активных точек, стимулирующих разные отделы головного мозга, в том числе и ответственные за речь. Шарик нужно перекатывать между ладоней, а кольцо-пружинку катать по пальчикам вверх-вниз (! нельзя оставлять на пальце в неподвижном положении, пережимается кровоток !). То же самое можно делать на ножках.
Дочке очень нравится массаж Су-Джок, она быстро научилась сама себе его делать. Я держу его на полочке в прихожей, и в течение дня тоже пару раз массажирую пальчики❤
3. Массаж язычка в домашних условиях
Видео доступно к просмотру на странице Юлии Викторовны ВКонтакте: Ссылка: https://vk.com/wall232020051_1207
4. Учебные пособия
Мы занимались по нескольким обучающим пособиям. Одно из них есть в электронном виде, его можно скачать бесплатно в телеграм-канале и распечатать. В методических указаниях подробно расписано, как правильно работать с картинками.
Новикова-Иванцова Т.Н. "От слова к фразе. Книга 1", Москва, 2006г.
5. Балансир
Балансир представляет собой доску на полукруглых "ножках". Первоначальная цель - просто устоять на нем. Далее усложняем задачу - делаем разные упражнения, стоя на балансире: кидаем и ловим мячик, хлопаем в ладоши, поднимаем-опускаем руки и так далее. Мне тоже нравится немного постоять на балансире, помогает собрать мысли в кучу.
Мой папа сделал для внучки такой тренажер своими руками, чем она очень гордится (хоть пока и вслух не говорит)😘
6. Метроном
Не волнуйтесь, такую бандуру покупать не придется😂
Можно скачать приложение на телефон или включать онлайн. Устанавливаем комфортный темп (я обычно ставлю 55 ударов в минуту) и четко проговариваем слова по слогам, можно еще прихлопывать или притопывать в такт.
7. Ладушки
Кто бы мог подумать, что любимая с детства игра в ладушки способствует стимуляции головного мозга и запуску речи?! Наверное, ее придумал первый в истории логопед, живший двести лет тому назад😅
8. Игра с мешочком
Шьем небольшой мешочек из ткани (можно просто взять носок), наполняем любой крупой. Всё просто - нужно кидать и ловить мешочек друг другу, сначала двумя руками, затем поочередно левой и правой. Упражнение тренирует быстроту реакции, стимулирует работу обоих полушарий мозга.
Если честно, я сначала не стала заморачиваться с какими-то мешочками, посчитала, что обычный мячик тоже сойдет. Была не права. Во-первых, мячик (как и другие игрушки подходящего размера) оказался слишком легким, ему не хватало "увесистости". Во-вторых, ребенок воспринимал это как "ага, мне дали игрушку, сейчас можно побеситься и поиграть"🥳
9. Магнитная игра "Рыбалка"
Я влюбилась в этот деревянный наборчик с первого взгляда😍 В нем прекрасно всё: и жестяная голубая коробочка (в продаже есть розовая), и удочка, и морские обитатели. Все такое яркое, вкусно пахнет деревом, фигурки так звонко стучат друг об друга... Дочка с удовольствием играет каждый день, и радостно пищит, когда поймает рыбку🐠
Впервые увидев этот набор на занятии у Юлии Викторовны, я потом до часу ночи искала такой же во всех интернет-магазинах, на пластиковые аналоги игры даже смотреть не хотелось. Нашла всего за 344 рубля на WB.
"Рыбалка" развивает концентрацию и координацию.
Результаты
Большие успехи начинаются с малых, даже малюсеньких, и незаметных на первый взгляд. Медленно накапливаясь день за днем, они потом выливаются в настоящий прорыв!
Нет, Пушкина дочка еще не цитирует, Маяковского тоже. Но любопытные перемены в нашей повседневной жизни всё же наблюдаются. Конечно, нельзя все списать исключительно на занятия со специалистом, все-таки ребенок с каждым месяцем взрослеет, умнеет, становится самостоятельнее, "созревает".
Но отбросить проделанную работу тоже нельзя. Ведь на занятиях мы, в первую очередь, старались "разбудить" спящие участки мозга, стимулировать их начать работать и развиваться.
Наши успехи:
- Самое радостное - дочь научилась говорить "МАМА"! Впервые услышав это сладкое слово, я рыдала от счастья😄 Хотя бы ради этого стоило мотаться на другой конец города три раза в неделю😁
- Вместо "Папап" стала говорить просто "папа"
- Чистка зубов из ежедневного скандала превратилась в мирное мероприятие. Раньше дочь начинала дико вопить, стоило ей только увидеть зубную щетку. Чтобы хоть как-то спасаться от кариеса, приходилось идти на жестокие меры: я зажимала ее в тиски, чтобы не дралась, а муж быстро-быстро чистил зубки, пока рот открылся для очередного вопля. После первого же занятия с логопедом мы спокойно почистили зубки без единого крика - это было чудо! Видимо, дочь подумала, что ей опять делают массаж язычка, и стояла смирно с открытым ртом🤗
- Начала произносить новые "слова": БА (называет так своего пупса), ДЕ (дерево), МУ, ДЯДЯ, МЯУ, ГАИ (горячо) и др. До этого, как правило, просто мычала...
- Научилась дуть на горячий суп и цокать язычком как лошадка🐎
- Неожиданно начала всех целовать. Юлия Викторовна сказала, что у нее расслабились мышцы щечек и губ, поэтому чмокать всех ей стало легко😘
- Стала "читать" книжки и рассматривать карточки в одиночестве. Раньше обязательно надо было ей все показывать-рассказывать, а сейчас натаскает на диван штук десять книжек и по очереди их листает, изучает...
- Проявила интерес к одеванию-раздеванию, пытается самостоятельно справится с носочками, колготками и ботиночками. Напяливает на голову свои трусишки и бегает по квартире как супергерой😄
- Полюбила рисовать. Пальчиками, кисточкой, мелками - сразу всем. До этого не проявляла интереса к этому, ей только из пластилина нравилось лепить.
Возможно, через месяц-два нужно будет повторить курс (в конце ноября исполнится 2 годика). Сейчас наша задача - закрепить результат, продолжать делать упражнения и наблюдать. Пожелайте нам удачи, держим кулачки!✊
В каком возрасте начали говорить Ваши дети? Вы как-то этому сознательно способствовали или все получилось естественным путем? Буду благодарна опытным мамочкам и бабушкам за советы 🙏
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Так же дублирую их в телеграме 😊 Спасибо, что заглянули!
Вот другие мои статьи, связанные с малышами: