С тренерами и детьми краснодарской краевой «Федерации киокушин» регулярно работает Ирина Дементьева, клинический психолог ГБУЗ МЗ Краснодарского края «Центра общественного здоровья и медицинской профилактики», ведущий психолог научно-исследовательской лаборатории психологических проблем физической культуры и спорта КГУФКСТ. В сегодняшнем интервью Ирина Михайловна рассказала как справиться со страхам ребят, перед выходом на татами, как повысить эффективность тренировок и результаты соревнований, наладить психоэмоциональное состояние спортсменов.
— Ирина Михайловна, расскажите, что делать тренеру, если, на тренировке все дети занимаются, а один постоянно отвлекается, не выполняет команды, делает то, что ему хочется?
— Организовать детей, особенно дошкольного возраста очень сложно. Для них свойственно непроизвольность поведения. Они любят двигаться и делают это как хотят. Часто родители эту потребность в движении родители и пытаются направить в одно русло. Для этого они отдают ребенка в спортивную секцию. Но тренеру, прежде чем принять такого ребенка, желательно его отправить на медицинскую комиссию. На осмотре обязательно должен быть психолог, который подтвердит или опровергнет диагноз — гиперактивность.
После того, как дети прошли медкомиссию вторым этапом идет корректировка произвольности их движений. Этот процесс и ложится на плечи тренера. Естественно, что для него это большая нагрузка. Но, если он построит грамотно тренировочный процесс, то такие ребята, когда пойдут в школу, будут усидчивы, внимательны и организованны.
Если подобная активность и непослушание проявляется уже у детей, достигших школьного возраста, то можно предположить, что ребенок просто пересидел в школе и ему действительно хочется подвигаться. Поэтому на тренировке он чрезмерно активен. Тогда необходимо сделать так, чтобы разминочная часть была максимально динамичная и разнообразная, чтобы такой боец мог выплеснуть накопившуюся в нем за день энергию. Возможно для него, в индивидуальном порядке, даже можно немного удлинить разминку.
Но как-то отстраняться тренеру от основной группы и уделять внимание только данному воспитаннику не стоит. Это связано с тем, что именно в этом возрасте закладывается технические навыки и работая только с одним, можно упустить развитие остальных.
В этом случае можно найти себе помощника, например кто-то из более старших детей, который сможет увлечь непоседу и будет делать упражнения вместе с ним. Но если все же данного ребенке не удалось скоординировать за 1,5 часа тренировки, то я бы заподозрила все же диагноз.
— Как подготовить ребенка к выходу на татами?
— У младших школьников страх перед боем не ярко выражен. В большинстве случаев они не боятся выходить на татами. Для них это чаще всего весело, нежели страшно. Когда же дети взрослеют, то они уже начинают понимать и ощущать увеличивающуюся силу удара. Они задумываются, а смогут ли они перетерпеть эту боль или могут ли они ее нанести другому человеку, особенно если знакомы с соперником. Но страх перед болью — это норма для человеческого организма. Но, как мы этот страх организуем будет зависеть от тренера.
— Что делать, если даже в процессе тренировки, находясь в защитной экипировке, ребенок боится участвовать в спаррингах и просто поворачивается спиной к сопернику, автоматически закрываясь? Можно ли как-то преодолеть этот страх?
— Такая реакция ребенка, скорее всего, является затянувшейся проблемой. Решить ее в один момент, прямо перед турниром, невозможно. На лицо психологическая травма и с ней необходимо работать в кабинете психолога. Тренер в таком случае вряд ли сможет что-то сделать т.к. это именно психологическая проблема. Возможно даже данный страх будет непреодолим. Если ребенок, поработав с психологом, продолжает бояться, но при этом все же хочет заниматься карате, то тогда, тренеру стоит сменить для него занятия с кумитэ на ката.
—. Давайте разберем другую ситуацию. Если ребенок занимался, выступал на соревнования, но вдруг у него пошел полный отказ от тренировок. Как в этом случае вести себя тренеру?
— У детей, особенно у мальчиков, в подростковом возрасте, начиная с 12 лет, меняются приоритеты. Поэтому тренерам это тоже необходимо учитывать. Должна поменяться коммуникация тренер-ребенок. Не стоит кричать, переходить на личности, переходить границы, а нужно пробовать искать подход, вести диалог. Если ничего не получается, то тогда тренеру стоит обратиться к спортивному психологу и чтобы они уже вместе смогли разработать методику коммуницирования.
Однако тренеру важно помнить, что каждое новое поколение детей отличается от предыдущего и те приемы воспитания, которые работали раньше, могут не работать сейчас. Позиция тренера: “со мной так общались и на мне это сработало” не применима к нынешним детям. Также, в споре так бывает, что мера наказания во много раз превышает поступок, совершенный ребенком и он это чувствует. Обижается и отказываются в дальнейшем работать с этим тренером. Опыт кнута и пряника сейчас не приемлем. Соответственно коммуникация должна быть другой. Но тут возникает другой вопрос, а хочет ли переучиваться тренер и добиваться желаемого результата исходя их индивидуальных особенностей ребенка.
— Что делать, если тренер чувствует, что повышает голос на детей необоснованно. Можно ли это назвать “выгоранием” и настало время сделать перерыв в профессии?
— Сроки психологического выгорания начинаются не через год работы с детьми, через несколько лет. Чтобы этого не происходило необходимо составлять план каждой тренировки, проводить элементарную психогигиену. В киокушин — это применение медитативных практик. Если тренер чувствует усталость от работы с детьми, то он просто не выполняет их. Восточные единоборства — это именно гармония с собой и с природой. Когда гармония нарушается происходят срывы и выплеск негативной энергии на детях. Поэтому тренера должны в этом направлении обязательно работать.