Найти тему
Кира Караманова

Слёзы ради денег. Как вызывать эмоции и спасать жизни

Антонина Павловна прихорашивается перед, возможно, самым главным интервью в её жизни. В эти минуты у нее умирает ребенок. А её, Антонину Павловну, покажут по телевизору. Это так волнительно.

Иллюстрация создана Кирой Карамановой и нейросетью Midjourney
Иллюстрация создана Кирой Карамановой и нейросетью Midjourney

Антонина Павловна держится хорошо. Рассказывает о последнем годе своей унылой жизни. Нервно улыбается. Я спрашиваю: давно ли заболел Ванечка? Почему он перестал двигаться? Сколько? 9 миллионов на операцию? А Вы кем работаете?

Лицо Антонины Павловны взрывается. В момент оно становится пухлым, багровым и влажным. Рот натянут. Она хочет крикнуть, но хрипит - горло сдавило плачем. Господи! Тоня хватается за лицо, ревет, ревет. Боже мой! Мой мальчик! Говорить совсем плохо, плохо. Тоня жалобно мычит - Ванечки может не стать. Ванечки может не стать, если я не найду 9 миллионов. Жизнь ребенка стоит 9 миллионов. Как страшно, страшно. А он совсем не двигается, плохо дышит. Остался месяц. Тик-так. Даже меньше - 29. Лекарство с непроизносимым названием. Таким же непроизносимым как то самое. Ну, то самое - если не найти денег.

Иллюстрация создана Кирой Карамановой и нейросетью Midjourney
Иллюстрация создана Кирой Карамановой и нейросетью Midjourney

Я чувствую себя сволочью, мне тошно. Передо мной сидит мать больного Ванечки, а я специально довожу её до слёз. Зачем? Я хочу помочь. А без слёз помочь не получится. Я сволочь, но я сволочь ради неё. Телезрители, которые посмотрят репортаж о Ванечке и увидят слезы его матери - с большей вероятностью пожертвуют семье деньги, которые так нужны. Человек всегда сначала считывает эмоцию, а уже потом содержание. Какую бы трагическую историю не рассказывала женщина - если она это делает сухо - её никто не спасет. А на телевидение срабатывает первобытное: слёзы - беда - помогать. Но некоторые мамы плакать на камеру да еще и при чужих людях просто не умеют - они это делают по вечерам, уходя в другую комнату. Или просто улыбаются, пряча истерику внутри. И вот таким я «помогаю».

Иллюстрация создана Кирой Карамановой и нейросетью Midjourney
Иллюстрация создана Кирой Карамановой и нейросетью Midjourney

Не то чтобы это было сложно. Мамы со смертельно больными детьми на руках - люди с расшатанной психикой, которые отчаянно стараются этого не показывать. Мама же всегда должна оставаться самой сильной для своего малыша. Для таких случаев мною была выработана схема под названием «Слёзы матери». Это такая комбинация слов, вопросов и мимики, которая непременно вводит уязвимую женщину в состояние безутешной скорби. Состоит техника из трех пунктов.

1. Пока съёмочная группа настраивает камеры, нужно увести маму-героиню в укромное место и доверительным шёпотом начать: «Понимаете, иногда снимаешь людей, которые переживают трагедию, – а они улыбаются. Я-то их понимаю – защитная реакция, горе маскируют за смехом. А для зрителя выглядит глупо: как так? У мамочки умирает доченька, а она хихикает. В общем, не прячьте эмоции. Плакать не заставляю – у нас тут не театр, но и специально сдерживаться не стоит». Эта фраза, во-первых, устанавливает доверительный контакт с героем, а во-вторых, закладывает в его голову очень важный посыл: «плакать – можно, не плакать – глупо».

2. В середине интервью, когда героиня к вам привыкла, следует, ласково улыбаясь, поинтересоваться: «А какой он – ваш ребенок?». Вопрос неизбежно вызовет улыбку, мама, наверняка, запрокинет глаза, рисуя в голове любимого малыша, и будет без умолку повторять «Вы знаете, он самый лучший, она такая добрая, ну просто ангел».

3. Важно понимать, что в этот момент мама находится в состоянии проявления высшей степени любви, она не ожидает резких вопросов. И тут нужно сыграть на контрасте. Выслушав женскую трель, необходимо сменить тон и спросить: «А вы когда-нибудь представляли себе, что будет, если не найти денег на операцию? Что будет тогда?». И тут, как правило, случается взрыв. Конечно, любая мама больного ребенка ежеминутно переживает в своем воображении этот страшный сценарий. А тут её добивает неожиданная смена настроений: мой ребенок, самый лучший ребенок – смерть.

Я обкатала этот приём более чем на 30 женщинах со схожими историями. Каждая ревела на камеру. И каждая спасла своего ребенка - семизначные суммы набирались телезрителями за пару дней. Я рада, что, переступая через свою жалость и сострадание, смогла помочь. Сейчас я уже занимаюсь другой журналистикой, но этим опытом я однозначно горжусь.

#искусство #материнство #психология #книги #здоровье #дети #журналистика #интервью #финансы #ДЕНЬГИ