Можно ли стать режиссёром, не имея профессионального образования? Как снимать сериал о любви и отношениях в стиле драмеди? Когда инициатива со стороны актёра нужна и в каких случаях её лучше притормозить? Каково работать с Региной Тодоренко и каким в итоге получился второй сезон авантюрной комедии «Секреты семейной жизни», премьера которого состоялась на платформе KION 21 октября? Обо всём этом в интервью «Синемании» рассказал режиссёр Михаил Поляков.
С: Михаил, что такое драмеди?
МП: Драма и комедия, несложно догадаться [смеётся – прим. ред.].
С: А что это за профессия такая – режиссёр?
МП: Ох, вот это вопрос! Честно говоря, я и сам пока не знаю. Я в кино работаю уже более 15 лет, но пока не понял. Я переработал, кажется, всеми киношными специальностями. Я прекрасно понимаю, кто такой реквизитор, оператор, осветитель. Но вот кто тако режиссёр, пока не понял. С одной стороны, это такой воспитатель, который бегает за актёрами. С другой стороны, это воспитатель всей съёмочной группы.
С: А разве не продюсер – воспитатель съёмочной группы?
МП: Чем продюсер занимается, я вообще не понимаю [смеётс я – прим. ред.].
С: Какими знаниями и умениями должен обладать режиссёр?
МП: Ну это простой вопрос. Всеми! Вообще всеми. Вот всё, что угодно у него могут спросить, и он может ответить. Потому что иначе съедят.
С: Какая идея лежит в основе сериала «Секреты семейной жизни»?
МП: Наша парочка – главные герои Никита и Полина – занимаются тем, что скрепляют свои отношения, убивая токсичных звёзд шоу-бизнеса
С: Кстати, а героиню Регины Тодоренко они, наконец, убили?
МП: Давайте смотреть [смеётся – прим. ред.]! Вот, к слову, о Регине. Она когда появлялась на площадке, за ней следовала ещё тысяча идей. Она предлагала то одно, то другое. Это попробовать сделать так, это – эдак.
Один раз мы снимали сексуальную сцену, довольно короткую. Мы готовились, что-то придумывали, устанавливали свет. Это же щепетильные вопросы, всем должно быть комфортно. И тут приходит к нам приходит Регина, загримированная под папуаса, и спрашивает: «Ну что, как тебе? Нравится?». А я даже не сразу понял, что это она!
С: Что ответили?
МП: Что это всё очень классно, да. Но нет! Вообще, Регина невероятная. Это человек-энергия. Прилетала всегда с кучей идей, с кучей предложений. И вот её бы по сюжету я не убивал. Более того, наши герои тоже не хотели этого делать. Вот так скажу, всё остальное будет уже спойлером.
С: Режиссёру вообще обязательно иметь профессиональное образование?
МП: Думаю, что нет. Я начинал свою карьеру режиссёра без режиссёрского образования.
С: А с каким?
МП: Я горный инженер.
С: Как пришли к режиссуре?
МП: Как-то я попал на съёмки сериала «Штрафбат» режиссёра Николая Досталя. Меня позвали сниматься в массовке. Я на тот момент работал в студенческом совете в институте, был КВНщиком. И вот я пришёл вместе с другом на «Мосфильм», попробовались на роли. Он подошёл, а я нет.
Я услышал, как режиссёр ругается с ассистентом по актёрам и недоумевает, кого он привёл. А нужно было человек 30. И тут я, что называется, выступил. Предложил набрать людей, и у меня это получилось. Причём, вышло даже больше людей. Вот так всё началось.
Следующим проектом стала «Бедная Настя». Я там был ассистентом по актёром. Случайно вообще получилось! И вот прям там я понял, кем хочу быть. Я хочу быть режиссёром. В итоге проект я закрыл в качестве второго режиссёра. В общей сложности мне понадобилось десять лет, чтобы без образования дойти до режиссёра. Первую свою картину в этом качестве я снял в 2012 году.
С: В чём, на ваш взгляд, состоит отличие первого сезона «Секретов семейной жизни» от второго?
МП: Этот вопрос мне задают часто. Думаю, разница состоит в том, что наши герои немного подросли как люди, и проблемы стали чуть иными. Если в первой части задача состояла в том, чтобы добиться своей любви, то во втором – сохранить её.
А чтобы эти слова не звучали совсем серьёзно, скажу, что продолжение «Секретов семейной жизни», конечно, смешнее и веселее. Там намного больше экшна. Там появилось два замечательных новых артиста – Риналь Мухаметов и Регина Тодоренко. Мы взяли всё лучшее, что было в первом сезон, немного это приумножили и получили вторую часть.
С: Какая сцена убийства во втором сезоне сериала стала для вас самой тяжёлой?
МП: У нас как-то были съёмки на мосту. Потрясающие совершенно. Мы специально ездили на Валдай за эти мостом. Это был тяжёлый труд – всё найти, организовать, устроить там сложный трюк. Но это было интересно.
С: Прыгали с моста?
МП: Да, с красивого моста. И каскадёры, и Регина.
С: И Регина?
МП: Она прыгала с водопада Виктория!
С: А её застраховали? Объяснили риски? Например, на Западе с этим всё жёстко. Там может прийти агент и сказать, что по таким-то причинам актёр не будет выполнять трюк.
МП: Попробуйте объяснить это Регине. Сказать, что этого делать нельзя. Будет! Будет, и всё. Потому что это весело.
С: Михаил, насколько жёстко соблюдается контрольно-постановочный план при производстве сериала?
МП: Жёстко.
С: Жёстче, чем в полнометражном кино?
МП: Всё зависит от производств, от продюсеров. Русское кино в этом отношении только начинает окультуриваться. Появляются агенты, появляются ограничения актёрские. Например, смена продолжительностью не более 12 часов, чтобы не случилось.
С: В чём, на ваш взгляд, измеряется популярность сериала?
МП: Какую-то часть аудитории берут актёры. Потому что иногда кто-то специально из-за актёра смотрит тот или иной сериал. Иногда цепляют трейлеры. Где-то мы опираемся на аудиторию, где-то – на замысел.
С: Почему нужно посмотреть продолжение сериала «Секреты семейной жизни»?
МП: У нас там много всего про любовь и отношения. То, каким способом герои добиваются счастья, это всё метафора. Самое важное – он про любовь.
Фото: Екатерина Тимошенко