Найти тему
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ

Как «заставить» детей с РАС что-то делать, если не через принуждение? Поговорим о методах обучения

Оглавление

Статья написана на основе предыдущей, рассказанной мной истории, и реакции людей на неё.

История из моей практики. О том, что дети с РАС и УО «ничего не понимают»
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ21 октября 2022

Исходя из комментариев к статье и количеством людей, согласившихся с ними, я прихожу к выводу о том, что некоторые люди (и в том числе дефектологи) не знают/не представляют/не хотят знать о качественно иных способах взаимодействия с детьми, кроме непосредственных манипуляций с его телом.

Сразу скажу, что говорим мы не только о РАС, а в целом, о детях с любыми особенностями развития.

Для начала, я настоятельно рекомендую прочитать мою статью о платных коррекционных центрах, и конкретно - о методах, которые используют АВА-тераписты в работе с детьми-аутистами - пассивные бессмысленные действия руками и телом ребёнка. В ней я рассказала об «эффективности» применяемых методов:

Как могут разводить на деньги в медицинских и коррекционных центрах?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ23 сентября 2021

Может сложиться мнение, что я, как дефектолог, против метода «рука в руке». Это не так.
Метод пассивных действий, или метод «рука в руке» - хорош и действенен, но только в определенных случаях:

  • Он применяется при обучении детей с ЗПР, нарушениями интеллекта, а также с сенсорными нарушениями (к примеру, с нарушением зрения).
  • Используется только в том случае, если ребёнок к этому готов - т.е. если уровень его саморегуляции и внимания позволяет ему сосредоточиться на выполнении какой-либо целенаправленной деятельности.
  • Не может использоваться на постоянной основе - на протяжении всего занятия (и даже половины занятия). Он применяется лишь как вспомогательный, обучающий, разъясняющий на определённых этапах деятельности ребёнка. Если ребёнок, к примеру, затрудняется в надевании носков (берём его руки в свои и надеваем, постепенно ослабляя помощь и давая всё больше самостоятельности), или в том, чтобы нарисовать окружность от руки (формообразующие движения кисти), или вносим какие-то уточнения в ход физических упражнений (ребёнок при этом старается выполнять упражнение сам, но допускает ошибки) и т.д.

Но ни в коем случае, не делаем из ребёнка «тряпичную куклу», которой можно управлять по собственному желанию. Это - уже не педагогика, это цирковое представление с куклой-марионеткой (сейчас я не говорю о реабилитации детей с ДЦП и подобным мероприятиям, я говорю только о педагогике).

Обратимся к мнению тех, кто работает с особенными детьми и разберем всё по полочкам.

Читатели говорят о том, что ребёнка «нужно заставлять», и что (цитирую):

«Какая разница аутист или не аутист, ребёнок в этом возрасте не имеет мотивации для выполнения нужных для его психического и физического здоровья манипуляций.»

Вот именно так говорят и поступают люди-не педагоги, которые в лучшем случае, на «занятиях» не принесут ребёнку никакой пользы, а в худшем - навредят. Объясняю - почему.
Изначально - ребёнок не имеет мотивации что-либо выполнять. Но
создание мотивации к деятельности - это ваша задача, как педагога. Важнейшая задача.
До того момента, пока вы представляете себе занятия с ребёнком исключительно как
«нужные для его физического и психического здоровья манипуляции» - никакого положительного эффекта ваши занятия не дадут. И, извините за уточнение, при таком подходе - педагогом вы, на данный момент, не являетесь.
Не «
физические манипуляции для здоровья», а игра, приключение, квест - что хотите. Но это - игра. Да, в документах вы напишете дефектологическую (коррекционную) цель, поставите задачи, но это - только на бумаге. Бюрократизировать процесс обучения ребёнка - значит убить на корню само слово «педагогика». Вы приходите к ребёнку не «совершать полезные манипуляции», вы приходите с ним поиграть, сделать так, чтобы ему было интересно.

Нужно не «ломать» ребёнка, не принуждать (мы работаем не в пенитенциарной системе, а в образовательной), а заинтересовывать. На этом основывается как дефектология, так и педагогика в целом.

Мало получить педагогическое/дефектологическое образование. Образований можно получить хоть два, хоть три, пройти кучу курсов - но при этом так и не стать педагогом. Не обладать теми личностными качествами, которые необходимы для работы с детьми:

  • эмпатией (способностью встать на позицию ребёнка. Важнейшее качество),
  • уважением к людям (независимо от их особенностей),
  • альтруизмом,
  • искренностью,
  • и способностью находить творческие и нестандартные подходы к обучению детей.

А без этих качеств, работа педагога превращается в бездушную и механическую, в «натаскивание», а не обучение, в «дрессировку» и «цирковые трюки». При этом, вы можете этого не осознавать, и считать что «делаете как лучше». И в этом, как раз, и заключается самый главный вред.
________________________________

Перейдем к рассмотрению методов обучения ребенка (методов взаимодействия с ним).

После того, как выше я рассказала о том, как и когда должен применяться этот метод (пассивных действий), то вы сами можете сделать вывод о том, в каких случаях его применение будет абсолютно бессмысленным и даже вредным:
1. Ребёнок отказывается от выполнения деятельности.
2. Ребёнок «не слышит» инструкции, «не видит» показа действий педагогом - т.е. не может сосредоточить на этом своё внимание.
3. Нарушение сенсорной интеграции, и как следствие - испытывание дискомфорта и физической боли от тех явлений, которые любой другой человек сочтёт незначимыми и не обратит на них внимания.

Теперь рассмотрим эти пункты внимательнее.

1. Ребёнок отказывается от выполнения деятельности.

Что, прежде всего, необходимо для выполнения любой деятельности? Необходима мотивация. Нужно дать понять ребёнку - зачем мы это делаем, т.е. должна быть цель (в дошкольном возрасте - игровая). Далее, чтобы ребёнка увлечь поставленной целью, нужно сделать так, чтобы её достижение было интересным, и в какой-то мере - значимым для него. Для любого ребёнка, всё интересное и увлекательное происходит в игре. Мы должны через игру замотивировать ребёнка на выполнение какой-либо деятельности, которая важна для нас.

Здесь также очень важны те эмоции, которые вы испытываете, и которыми «заражаете» ребёнка. Эмоции - ощущаются и передаются намного лучше слов, и соответственно значение эмоциональной окраски деятельности трудно переоценить. При этом эмоции педагога должны быть не наигранные, а искренние. Дети очень тонко чувствуют фальшь.

Ребёнок
не должен знать о том, что выполнять физические упражнения полезно для развития общей моторики, координации движений и общих физических качеств (а именно это, к примеру, является истинной коррекционной целью). Ребёнку должно быть интересно, он должен захотеть это делать.

Любая деятельность приносит пользу только в том случае, если она:

  • целенаправленная,
  • интересная и соответствует возможностям ребёнка,

и насколько это возможно:

  • осмысленная (хотя бы элементарно).

Только тогда от занятий будет эффект. А если вы через крики, ор, протесты и плач ребенка начинаете хлопать его руками в ладоши, совершать наклоны его телом и выполнять различные другие «манипуляции» - как это ещё можно назвать, кроме как насилием? И, скажите пожалуйста, есть ли вообще хоть какой-то толк от совершенно неосознанных действий?
Я намеренно употребила слово действия, потому что это - не деятельность.

Само понятие «деятельность» – означает то, что она осознанная и целенаправленная.

Всё остальное – деятельностью не является, и соответственно, не несёт абсолютно никакого развивающего и обучающего эффекта.

И кому будет польза от таких манипуляций?

Разве что взрослому в качестве самоудовлетворения, - мол, ребёнок же делал *что-то* вместе с остальными детьми, не сидел на стуле и не валялся по полу, значит – мы, педагоги, молодцы, хорошо поработали.
Но ведь всё дело в том, что польза-то должна быть не для вас (для взрослого), а для ребёнка...
Это не достижение, это самоуспокоение и издевательство над ребёнком.
Вы
не замотивировали ребёнка на выполнение деятельности, не заинтересовали его, он не понял цели всего происходящего, не подчинил свою деятельность поставленной цели, не испытал положительных эмоций, и следовательно - ничему не научился.
Так о какой пользе от занятий может идти речь?

2. Ребёнок «не слышит» инструкции, «не видит» показа действий педагогом - т.е. не может сосредоточить на этом своё внимание.

Про этот пункт много писать не буду. Часть из этого описана мной в статье о платных коррекционных центрах, в пункте об АВА-терапии.
Скажу о том, что с «полевым» поведением (отсутствием саморегуляции), замечательно работает система
"DIR/Floortime". Без насилия и «ломания» ребёнка. Без «полезных физических манипуляций». Просто - путём следования за ребёнком.

Кому интересно, тот найдет пособие Стенли Гринспена «На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления».

3. Нарушение сенсорной интеграции.

Если ребёнок обладает повышенной чувствительностью к шумам, к прикосновениям, яркому свету и т.д. и это является причиной того, что он не включается в деятельность - то это нужно учитывать. Нужно работать с сенсорной интеграцией, «приводить в порядок» его ощущения, работать с сенсорными системами ребёнка. Это неполадка, сбой в работе нервной системы. И любые неполадки нужно «чинить», а не махать на них рукой («это он манипулирует взрослыми, нужно его просто заставить»), заставляя работать сломанный механизм так, словно он исправный. Заставляя исполнять его те функции, на которые он не рассчитан, или давать этому механизму запредельную нагрузку, при которой отдельные детали начинают выходить из строя и даже вылетать наружу. Но для грамотной починки, необходимо сначала понять, что сломалось - для того, чтобы выбрать адекватные способы ремонта, и определить набор необходимых инструментов.

О правильном применении метода сенсорной интеграции я также писала в статье о платных коррекционных центрах.

Всё вышесказанное является базовыми основами психологии и педагогики в целом. И которые известны
каждому педагогу.
_________________________________

Целью данной статьи ставилось не только и не столько информирование людей, работающих с особенными детьми о методах их обучения (не могу сказать, что для педагогов. Педагоги - прекрасно знают об этом). Поскольку многие этого не поймут, пройдут мимо, посчитают неважным и неправильным, будут спорить и доказывать свою правоту, говорить «я делаю как лучше для ребенка» и т.д.
Прежде всего - статья написана для родителей.

Уважаемые родители! Если вы видите применение подобных методов обучения к своему ребёнку, если вы слышите подобные убеждения от вашего дефектолога/специалиста/педагога - то запомните, что это - не педагог (я не говорю, что он плохой человек, но педагогом он не является). И никакого результата, кроме самоутверждения «педагога» и успокоения вас, как родителей - не будет. Поэтому, по возможности - не посещайте такого специалиста. Это «не ваш» специалист, и в целом - человек, не умеющий работать с детьми.

Вы, и только вы ответственны за воспитание и обучение своего ребёнка. Вы, как родитель, должны научиться «видеть» таких специалистов, и вовремя уходить от них, чтобы сохранить психику своему ребёнку и не упустить время для его развития.

Также, вы должны самостоятельно заниматься со своим ребенком, потому что лучше вас, родителей, этого не сделает никакая «чужая тётя», которая, по сути, не заинтересована в развитии вашего ребёнка (или, в любом случае, заинтересована гораздо меньше, чем вы).

Пусть у вас нет дефектологического образования. Но у вас есть главное - любовь к своему ребёнку, искренняя заинтересованность в его развитии, и возможность понять истинные желания и мотивы его поведения/деятельности гораздо глубже, чем у педагога с «кучей дипломов».

Не надейтесь на «чужих волшебных тёть», не полагайтесь всецело на них, а изучайте, читайте литературу, ищите методики обучения, и просто чувствуйте и любите своего ребёнка.
Потому что никто и никогда не сделает это за вас, и лучше вас.
Помните об этом, уважаемые родители.

На этом я завершаю свою статью и желаю всем особенным детям и их родителям искать и посещать только грамотных специалистов и настоящих педагогов.

______________________________________________

Мои статьи на похожие темы:

Как могут разводить на деньги в медицинских и коррекционных центрах?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ23 сентября 2021
Почему ребенок с РАС вас "не видит" и "не слышит"? Как начать общение?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ12 ноября 2021
Что дефектолог или педагог не должен допускать в общении с особенными детьми и их родителями?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ18 июня 2021

===============================
Мой канал в Телеграм: АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ (нажимайте на ссылку, либо набирайте название канала в строке поиска)
________________________________
Уважаемые читатели, также в Телеграме создан КЛУБ-чат для объединения родителей и педагогов!
Присоединяйтесь, чтобы:
- Задавать интересующие вопросы и получать на них ответы
- Получать полезную литературу, игры, ссылки, материалы для работы с ребенком
- Делиться ссылками, играми и методической литературой друг с другом, с теми, кому это действительно нужно
- Делиться опытом работы и интересными находками в обучении детей
- Получать помощь и поддержку от меня и других участников группы

Набирайте в Телеграме "Особенный КЛУБ", либо переходите по этой ссылке.
________________________________
Если у Вас появились вопросы - задавайте, с удовольствием отвечу. В случае, если Вы хотите задать более личный вопрос или узнать подробнее о литературе для особенных детей, пишите мне на почту:
asya.defectologist@mail.ru