Найти тему
Люди PRO

Благодаря этой зацепке «ФСБ» удалось раскрыть самую громкую кражу картин из Русского музея в Петербурге. Дело держали в тайне даже от «МВД»

Весной 1995 года телевизионные каналы страны сообщили сенсационную весть – в Санкт-Петербурге раскрыта преступная группа, занимавшаяся хищением произведений искусства, хранящихся в одной из богатейших сокровищниц мира Государственном Русском музее.

Удивительная находка советского искусствоведа, которая дала старт многолетнему расследованию

В мае 1992 года к одной из сотрудниц Государственного Русского музея, находившейся в зарубежной командировке, обратился частный коллекционер с просьбой подтвердить подлинность одного из рисунков русского художника. Работа оценивалась в полмиллиона долларов. К ее изумлению, это оказался известный рисунок Павла Филонова – «Мужчина и женщина», который должен был храниться в фондах Русского музея.

Пораженная сотрудница срочно послала телефонограмму в Петербург с просьбой проверить наличие рисунка в музее. Самое удивительное, что рисунок находится на месте. Провели экспертизу, которая показала, что это лишь тщательно выполненная копия.

По факту хищения подлинника главное управление внутренних дел Петербурга возбудило уголовное дело. Но, учитывая ценность похищенного и появление рисунков за рубежом, оперативную разработку поручили специально созданной бригаде сотрудников Федеральной Службы Безопасности.

«Мужчина и женщина» Павла Филонова
«Мужчина и женщина» Павла Филонова

Изготовить копию мог только российский мастер

Под контроль взяли всех сотрудников, имевших доступ к работам художника. Срочно провели проверку фонда Филонова. Все произведения оказались на месте. Однако тщательно проведенная экспертиза рисунка «Мужчина и женщина» показала, что изготовить такую искусную копию можно было только в России, имея на руках подлинник в течение достаточно длительного времени.

Стало ясно, что человек, совершивший подмену, работает в музее и имеет доступ к фонду Филонова. Только через него рисунок мог попасть к художнику-копиисту. Оперативники составили список художников, которые могли бы изготовить такую подделку.

«Сами понимаете, что изготовить такого уровня подделку может не каждый художник. По нашим прикидкам, в городе работает около 100 копиистов такого уровня. Но как к ним подойти, не будешь же подходить к каждому и спрашивать: “Вы не делали копии с работ Филонова?” Конечно, никто не скажет» – сообщал оперативный сотрудник.

В это же время Министерство культуры вело сложные дипломатические переговоры по возвращению подлинника рисунка «Мужчина и женщина» в Россию, и вскоре он вернулся на родину.

Еще одно загадочное обстоятельство

Но в отделе, где хранились работы Филонова, продолжали происходить странные вещи. Однажды хранительница фонда, Татьяна Свентержевская, обнаружила, что часть рисунка «Пир королей» повреждена, хотя во время майской проверки все было в порядке. Значит, с тех пор рисунок кто-то брал. О своих открытиях Свентержевская сообщила в дирекцию музея и ФСБ.

Проведенная экспертиза установила – в фонде находится подлинник. Но успокаиваться было рано. Очевидно, что рисунок брали для изготовления копии, которую в любой момент могут попытаться подменить. Хотя было не очень понятно, почему это не сделали сразу.

Чтобы выявить похитителя, в хранилище и в коридорах музея были выставлены камеры скрытого наблюдения, усилен контроль доступа к фондам, продолжена разработка связей сотрудников отдела. Чтобы не спугнуть предполагаемого преступника, операция проводилась в обстановке строгой секретности, но никаких зацепок не было. Так продолжалось почти год. Казалось, что тайна подмены рисунка «Мужчина и женщина» навсегда останется нераскрытой.

«Пир королей» Павла Филонова
«Пир королей» Павла Филонова

Чекисты вышли на московских антикваров

Примерно в это же время в Москве шло расследование ряда дел о контрабанде крупных партий антиквариата. В поле зрения московских чекистов попал некто Тимофеев.

Этот неприметный, слегка прихрамывающий человек в узком кругу коллекционеров и маклеров черного рынка слыл личностью легендарной. Искусствовед по образованию, автор нескольких монографий – Виктор Иванович был завсегдатаем художественных аукционов и выставок, а также числился консультантом в нескольких музеях.

Однако во время расследования чекисты все чаще наталкивались именно на него. За Тимофеевым было установлено скрытое наблюдение. Оперативная разработка позволила установить, что помимо своей обычной работы, Виктор Иванович возглавлял целый синдикат по добыванию и переправке художественных ценностей за рубеж. Он имел обширные связи среди западных коллекционеров, часто встречался с зарубежными дипломатами. Через его руки уплывали из России на аукционы и в частные коллекции шедевры живописи и антиквариат.

Весной 1993 года во время слежки за Тимофеевым оперативникам удалось перехватить информацию о том, что он получил заказ на рисунок Филонова «Две женщины и всадники», хранившийся в Русском музее. Сообщение немедленно передали питерским чекистам. С этого момента оперативники фиксировали все приезды Тимофеева в Петербург. Казалось, что появилась ниточка, которая могла привести к раскрытию кражи рисунка, которая уже год числилась в разряде безнадежных. Однако никаких встреч Тимофеева с сотрудниками Русского музея выявлено не было.

Оперативники зафиксировали подозрительную встречу

Но в один из приездов Тимофеева в Петербург «наружка» зафиксировала на Московском вокзале его встречу с невысоким пожилым гражданином. Расшифровка видеозаписи позволила быстро установить личность фигуранта. Им оказался 63-летний Моисей Залманович Поташинский, личность хорошо известная как среди коллекционеров, так и в правоохранительных органах.

К этому времени Поташинский имел уже три судимости, и все они были так или иначе связаны с хищением и контрабандой культурных ценностей. На зоне получил кличку «Переплетчик», потому что свою богатую трудовую биографию он начинал в переплетной мастерской. Было ясно, что Поташинский взялся за старое, и теперь с него нельзя было спускать глаз. Но никаких контактов Поташинского с кем-либо из сотрудников Русского музея установить не удалось.

И все же длительное наблюдение за ним дало результат. В один из дней оперативники отследили его встречу с художницей-копиисткой –Татьяной Шнайдер. Это была уже зацепка, но никаких доказательств причастности к подмене рисунка в Русском музее у следствия не появилось.

Нашли работницу музея, которая могла воровать картины

Наблюдения продолжались. В один из дней камера зафиксировала встречу Поташинского с симпатичной черноволосой женщиной. Оперативники сразу же опознали в ней сотрудницу Русского музея –Татьяну Король.

К Фонду Филонова она непосредственного отношения не имела, но работала в том же отделе, где хранились работы художника. Теперь уже оперативники фиксировали каждый шаг и Тимофеева, и Поташинского, и Король. Казалось, что до разгадки тайны преступления оставались считанные дни.

Но последующее наблюдение за подозреваемыми ничего не давало. Все они продолжали обычную жизнь, не проявляя никакого интереса к работам Филонова. Не было в их действиях, такой стройной схемы, по которой обычно совершаются подобного рода преступления.

Тем не менее, наблюдение за всеми продолжалось. В очередной приезд Тимофеева в Петербург, камера запечатлела сцену его бурного разговора с Поташинским. О чем шел спор, оперативники могли лишь догадываться. И только летом 1993 года в одном из прослушанных чекистами телефонных разговоров прозвучало долгожданное слово «Филонов».

Однако в поведении подозреваемых ничего не поменялось, и никаких конкретных действий по выполнению заказа на кражу и подделку очередного рисунка Филонова не происходило. Чекисты вынуждены были прекратить наружное наблюдение.

Тревожная весточка из Москвы

Осенью 1994-го года из Москвы пришло неожиданное сообщение. В первых числах октября Тимофеев был обнаружен мертвым в своей квартире на Лесной улице. Осмотр тела никаких явных признаков насильственной смерти не выявил.

Официальное заключение судмедэкспертизы - инфаркт. На всякий случай оперативники ФСБ опросили соседей покойного. Одна из соседок рассказала, что незадолго до смерти Тимофеева его несколько раз навещал какой-то высокий мужчина в светлом плаще, который говорил с иностранным акцентом. Не исключено, что это и был заказчик на кражу рисунков.

Но теперь со смертью Тимофеева цепочка по переправке за границу очередных произведений Филонова могла прерваться, а тайна предыдущих краж остаться нераскрытой, как не раскрылась она и 10 лет назад в почти аналогичной ситуации.

Что произошло 10 лет назад

Тогда в 1985 году следователь Ленинградского управления КГБ Сергей Яковлев возглавил дело по факту неожиданного появления в центре Жоржа Помпиду в Париже восьми работ Филонова, которые также должны были храниться в Русском музее. Под подозрение попал один из его сотрудников, который мог совершить подмену. Но и его неожиданная смерть не позволила довести дело до конца. Рисунки остались в Париже.

Как в истории 1985 года с парижскими рисунками, так и в хищении рисунка «Мужчина и женщина» в 1992 году использовался один и тот же метод. И в том, и в другом случае следователи и оперативники знали, кто причастен к кражам из музеев, но ни разу никого за руку поймать не удалось. Но они были уверены, что бесконечно так продолжаться не могло.

Ключ к разгадке запутанной истории

В начале мая 1995 года Яковлев получил шифровку от московских коллег. В ней сообщалось, что во время одной из операций в Москве по задержанию группы наркокурьеров, при обыске квартиры неожиданно обнаружили тот самый рисунок Филонова «Две женщины и всадники», который заказали покойному Тимофееву. Кроме того, там же были найдены две работы Маковского.

По словам одного из задержанных, эти работы незадолго до смерти передал ему на временное хранение Тимофеев.

Рисунки самолетом доставили в Петербург. Руководство Русского музея вместе со следователем ФСБ втайне от большинства сотрудников музея провели срочную экспертизу. Установили, что рисунок Филонова «Две женщины и всадники» стоимостью $300.000, а также две работы Маковского, «Камердинер, сидящий за чайным столиком» и «Лесничий с ружьем», хранящиеся в музее, являются подделкой.

Но главным открытием для следствия на этот раз было то, что хранителем рисунков Маковского была уже хорошо им известная Татьяна Король. Это была уже реальная улика.

«Лесничий» Маковского
«Лесничий» Маковского

Арест Король

Это дало основание и позволило поговорить с работницей музея – Король. Разговор был достаточно откровенный. Сыщики рассказывали о том, почему именно к ней они обращаются со своей претензией, что у них есть доказательства ее причастности к преступной деятельности, и что именно в ее интересах рассказать им о том, как было совершено это преступление.

Доводы следователей показались Kороль убедительными, и она дала чистосердечное признание. Ее показания позволили следователям выстроить схему похищения рисунков, одним из звеньев которой была знакомая Патошинского, художница-копиистка – Татьяна Шнайдер. Во время беседы с оперативниками она не скрывала, что по просьбе Патошинского неоднократно изготавливала для него копии картин известных мастеров, в том числе и рисунков Павла Филонова.

Арест Патошинского

Теперь можно было выписывать ордер на арест коллекционера-рецидивиста. В это время ничего не подозревающий Патошинский жил на даче в Эстонии. 14-го мая телефонным звонком его вызвали в Петербург через знакомых. На российско-эстонской границе задержали и передали сотрудникам ФСБ.

В этот же день с санкции прокуратуры провели обыск в его квартире. Изъяли два пистолета, патроны, большое количество картин, каталоги работ Филонова, а также блокнот с записями цен на похищенные произведения.

Обыск длился до 3 ночи. Во избежание утечки информации, операция по этому делу была настолько засекречена, что о ней не знали даже в Управлении Внутренних Дел. И когда оперативники стали выносить изъятое, бдительные соседи вызвали милицию. Но слава богу успели разобраться, и дело не дошло до стрельбы.

Громкая биография Патошинского

Готовясь к допросу Патошинского, Сергей Яковлев тщательно изучал биографию Переплетчика. К этому времени Патошинский уже имел три судимости. Но самым громким было дело, когда Моисей Залманович собрался эмигрировать из Советского Союза. Тогда-то ему в голову и пришла гениальная идея. Одна за другой в адрес тестя, проживающего в Израиле, ушли почтовые бандероли с весьма заурядными книгами и альбомами. Вначале тесть недоумевал, и только после очередного письма со словами: «Смотри, глубже, вникай в содержание», тот оценил хитрость зятя.

«Да, я еще был знаком с таможенником. Спросил: “А как определяется, когда в книгах контрабанда?”. Он показал: “Вот так вот открывается книга и смотрится". А в корешке при этом спрятана контрабанда. Так я понял, что корешки они не проверяют», – рассказывал Патошинский.

Дело в том, что во времена железного занавеса бандероли были, пожалуй, единственными в СССР почтовыми отравлениями, не подвергавшимися тщательному досмотру, и бывший переплетчик профессионально запечатывал в обложки книг бесценные работы – рисунки Бурлюка, Бакста.

Канал действовал бесперебойно. Впоследствии это громкое дело получило название «Бандероли в Иерусалим». Тогда же в переписке Патошинского с тестем все настойчивее начинала звучать фамилия Филонова. Дело в том, что тесть, Эфраим Лесов, был учеником Филонова и прекрасно знал цену его работ.

Сам Филонов, несмотря на нищету и забвение, никогда не продавал свои работы за границу. Еще в 30 е годы один американский коллекционер предложил ему продать любую работу. Ответ художника был коротким и четким: «Рисунки это мои дети, а детей не продают».

Филонов умер в блокадном Ленинграде 1941-го года. Все свое творческое наследие: более 300 графических и живописных работ, он оставил сестре – Евдокии Глебовой. Зная это, Лесов посоветовал зятю завести знакомство с сестрой художника.

«Я приходил к ней. Она тогда в доме ветеранов сцены жила, и я даже через сестру купил картину Филонова “Карл Маркс”», – рассказывал Патошинский.

Контрабандно-бандерольный канал действовал почти два года. Но в 1979 году Патошинского арестовывали и приговорили к 10 годам колонии. Однако, учитывая его содействие (картины вернули в Россию), досрочно освободили, и Переплетчик вернулся к прежнему образу жизни.

Потихоньку собрал новую коллекцию, завел полезные знакомства в музеях и среди коллекционеров. Тогда же произошло его знакомство с Тимофеевым, который покупал у Патошинского некоторые произведения искусства.

Как все было на самом деле: разгадка загадочного дела

Показания Король, Шнайдера и самого Патошинского позволили следователям восстановить истинную картину преступления. Оказалось, что знакомство Татьяны Король и Переплетчика состоялось задолго до заказа Тимофеева на рисунок Филонова «Мужчина и женщина».

Еще в 1989 году по просьбе Патошинского она выносила ему рисунки Репина и Маковского, с которых он при помощи своей знакомой художницы делал копии. Особого труда Король это не составляло, так как эти произведения числились у нее на хранении.

Позже Патошинский просил ее вынести работы Филонова. Король не без колебаний согласилась. Это было сложнее, потому что фондом Филонова заведовала другая сотрудница, Свентержевская. И все же Король это удалось. Тайно вскрыв шкаф, она украдкой вынесла рисунки «Мужчина и женщина», «Пир королей» и «Две женщины и всадники».

Копии были изготовлены настолько тщательно, что после обнаружения первой пропажи рисунка «Мужчина и женщина» проверка не обнаружила остальных подмен.

Теперь следователям стало понятно, почему не дало никаких результатов установленное за всеми участниками наружное наблюдение. На единственной зафиксированной встречи Патошинского и Король женщина просила его прекратить все отношения. Тимофеев, получивший заказ на очередной рисунок, настаивал на продолжении операции. Но осторожный Патошинский, боясь провала, вручил ему копию «Пира королей», а подлинник Король вернула в музей.

Именно тогда случайно и был поврежден край рисунка, что через несколько дней и обнаружила Свентержевская.

Тимофеев по налаженному каналу направил работу на Запад, где подделку и обнаружили. Бурный скандал по этому поводу тогда и зафиксировали тогда оперативники.

На руках подельников остался лишь один оригинал Филонова – «Две женщины и всадники». Однако после истории с продажей подделки, западные заказчики больше не доверяли Тимофееву. Он нервничал, пил и настойчиво искал покупателя. Вскоре нашел его. Эту встречу Тимофеева с западным дипломатом и удалось зафиксировать оперативникам. Но загадочная смерть помешала Тимофееву осуществить эту операцию, а через несколько дней покинул Россию дипломат, заказавший ему рисунки.

Так завершилось расследование серии краж произведений Филонова из Русского музея, совершенных в 1992 году.

«И более того, в ходе следствия мы получили достаточные улики для серьезных заключений, а также серьезные продвижения вперед в расследовании основного уголовного дела – хищении восьми рисунков Филонова, которые сейчас находятся, к сожалению, до сих пор в Музее Центра Помпиду», – со слов сотрудника ФСБ.

5 февраля 1997 года Санкт-Петербургский городской суд вынес приговор. Назначили Патошинскому наказание в виде 8 лет лишения свободы с конфискацией имущества и отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Король Татьяну Николаевну признали виновной и назначили ей наказание в виде 6 лет лишения свободы условно без конфискации имущества.

У нас есть еще несколько уголовных дел, статьи про которые совсем скоро выйдут на нашем канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

👍 Поддержите статью лайком – обратная связь важна для нас!

На изображении: Павел Николаевич Филонов
На изображении: Павел Николаевич Филонов

⚖️ Обращайтесь к нашим юристам за помощью:

Поможем с банкротством, миграцией, взыщем долги, решим трудовой спор, защитим от уголовной отвественности, поможем с наследством и семейными делами, оформим сделку с недвижимостью и представим интересы в суде:
Юридическая помощь от юристов Люди PRO (Юрист PRO)