Уже с первой половины XX в. в Индонезии стало активно развиваться кинопроизводство. На сегодняшний день индонезийский кинематограф полон фильмами самых разных жанров. Особенно популярны произведения, которые поднимают острые социальные темы. Но и жанр ужасов не обошел индонезийский кинематограф стороной — это неудивительно, ведь страна имеет достаточно богатый фольклор, наполненный мифами и легендами о местных духах, ведьмах и демонах. Индонезийские мифы послужили хорошим источником вдохновения для режиссеров, решивших воплотить в своих картинах весь ужас этих легенд.
Одним из культовых индонезийских хорроров считается фильм «Мистика на Бали» 1981 года. Сюжет фильма полон элементов черной магии и основан на легендах о Лейяке – существе из балийского фольклора. Лейяка представляет собой летающую голову с торчащими внутренностями. Фильм рассказывает о женщине, приехавшей на Бали, чтобы написать исследование о местной черной магии. Героиня встречает злую ведьму, которая обманом превращает ее в это самое жуткое существо. Интересно отметить, что съемки фильма проходили не на Бали, а на другом индонезийском острове. Связано это с тем, что суеверные балийцы боялись, что съемочная группа на самом деле сможет провести здесь ритуал черной магии.
Позже, в 1982 г. вышел фильм ужасов «Раб Сатаны» о богатой мусульманской семье, члены которой начали подвергаться мучениям со стороны духов после смерти матери героев. Долгое время фильм был недоступен в прокате для зрителей из-за излишне жутких и пугающих сцен. В фильме фигурируют темная магия, шаманы и злые духи. Ужасающим в фильме предстает индонезийское мифическое существо Кунтиланак (в малайской мифологии – Понтианак). Это мстительный дух-вампир в образе беременной женщины. В 2017 г. вышел ремейк фильма с названием "Рабы Сатаны". Фильм 2017 г. побил рекорды кассовых сборов в Индонезии, был принят на международном уровне и занял свое место на англоязычных платформах, где получил большую популярность среди зрителей. В августе 2022 г. вышел сиквел ремейка «Рабы сатаны 2: причастие». Мало того, что фильм стал рекордсменом по кассовым сборам в индонезийском прокате, обогнав своего предшественника, так он еще и является первым фильмом Юго-Восточной Азии, выпущенным в формате IMAX.
Сам по себе Кунтиланак — достаточно популярный мифологический образ, который режиссеры ужасов часто используют в своих фильмах. И в малазийском, и в индонезийском кинематографе существует множество фильмов про мистического духа. В Индонезии одних фильмов с достаточно простым названием «Кунтиланак» как минимум шесть (образцы 1962, 1974, 2006 – 2008, 2018 гг.), выбирайте любой.
Это лишь единицы из много численных примеров популярных в Индонезии фильмов ужасов. Сегодня этот жанр активно развивается и выходит за пределы индонезийского рынка. Особенно успех жанра возрос после 1998 г., а именно после отмены жесткой цензуры, появившийся в 1990-х. Возможно такой бурный рассвет индонезийского хоррора стал реакцией на годы цензуры и ограничений. Кто знает, может в будущем индонезийские фильмы ужасов станут лидерами этого жанра и обгонят пресловутые западные фильмы, напичканные скримерами.