В современном мире, когда с огромными скоростями набирает обороты технологический прогресс, бесконечные политические, экономические кризисы сменяют друг друга, все вокруг крутится с бешенными скоростями, высокие технологии идут вперёд семимильными шагами... И тем не менее, люди все чаще стараются оградить себя и своих близких и свой дом от равнодушно го и, что чаще всего, очень жестокого окружающего мира. И все ради того, чтобы суметь сохранить свою индивидуальность.
В связи с этим, в последние годы, а может быть и в последнее десятилетие, в мире стал расти спрос и мода на вещи ручной работы. И это связано, прежде всего, с тем, что каждая вещь, сделанная в единичном экземпляре руками мастера, хранит в себе тепло человеческих рук, пробуждает воспоминания детства и даёт прекрасную возможность хотя бы на короткое время забыть о проблемах, оставаясь на едине с творчеством.
И так, история техники декупажа уходит в далекое прошлое. Еще в XII веке восточные мастера вручную создавали тонкую бумагу с разнообразными изображениями птиц, цветов, людей и зверей. Затем этой бумагой покрывали отдельные фрагменты стен жилища и мебель. Использовали ее также и для украшения различных бытовых предметов. Покрытые многими слоями лака наклеенные рисунки создавали полную иллюзию художественной росписи.
С Востока мода на изделия, оформленные таким образом, плавно перетекла в Европу и по праву заняла свое место в высших кругах общества. Изысканные изделия, выполненные в технике декупажа, наряду с истинными произведениями искусства, заполнили богатые светские салоны. Имитация художественной росписи позволила восполнить недостаток дорогих и эксклюзивных предметов роскоши. Да и стоили эти изделия намного дешевле оригинальных образцов. Востребованность подобных качественных подделок была столь велика, что мастерские постоянно пополнялись умельцами-подмастерьями, занимающимися копированием работ известных художников. Был отлажен четкий процесс производства мебели, не уступающей по качеству отделки оригинальным образцам. Подобным способ отделки мебели даже получил название - lаccа contrafatta (lacca - лак, contrafatta - подделки).
Постепенно технику вырезания и наклеивания рисунков перенесли с мебели на другие предметы домашней обстановки - ширмы, веера, шкатулки и разнообразные коробочки, светильники подносы. Эта техника была столь популярна, что во многих домах ею были отделаны даже потолки и стены. Повальное увлечение украшением изделий в технике декупажа привело к тому, что было налажено производство специального иллюстративного материала. Люди разны сословий - дамы из высшего света и простые горожанки - с удовольствием занимались подобным творчеством, посвящая ему время своего досуга.
В основном для работ использовались цветочные мотивы, пастельные пейзажи, а также изображения животных, ангелочков и амурчиков.
Каждая следующая эпоха привносила свои характерные черты и нюансы в этот вид творчества. Каждая страна, в которой это творчество приживалось, по своему переосмысливала его и дополняла. Но всегда неизменным оставались его востребованность и популярность.
В настоящее время старинные изделия выполненные в этой технике, расцениваются как настоящие произведения искусства и продаются на аукционах по достаточно высоким ценам.
В нашей стране, России, декупаж приобрел особую популярность в послевоенные годы. Несмотря на разруху и бедность, у людей осталась потребность в красоте. Одним из самых доступных и дешевых способов украсить свой быт была в то время техника аппликации. Наши бабушки вряд ли знали слово "декупаж", но занимались этим ремеслом с большим удовольствием. Из картона делались фигурные шкатулки, затем обклеивались цветами, вырезанными из открыток. Сверху все покрывалось прозрачной пленкой и оплеталось цветными толстыми нитками. Таким же образом украшались рамки для фотографий. Кроме того, цветными картинками нередко обклеивались сундуки и чемоданы, шкафчики и полочки для кухонной посуды, детские кроватки.
В настоящее время техника декупажа несколько подзабыта. Но у нее есть все шансы приобрести массовость и популярность среди людей, увлекающихся творческой деятельностью. Современное полиграфические технологии, наличие разнообразных по составу и назначению лаков и клеев, а также их доступность позволяют декупажу занять лидирующее место среди всего многообразия художественного творчества.
Литература:
1. Ольга Вешу на. Декупаж. Стильные идеи шаг за шагом. - Издательство Астрель. г. Москва. 2009г.
2. Декупаж.. Искусство декора и украшения. - Минск: Харвест, 2010. - 160с.: ил.