Найти тему
Подвал Истории

XLIV. «Хочешь сохранить любовника и извести мужа — ступай к Ла Вуазен»

Маркизу де Бренвилье, известную отравительницу, пытали и казнили в июле 1676 года; затем ее истерзанное тело сожгли на огромном костре, а пепел развеяли по ветру. Об обычаях того времени говорит то, что мадам де Севинье, самая культурная женщина своего времени, приложила огромные усилия, чтобы наблюдать за процессом, и была разочарована тем, что из-за собравшейся толпы «она увидела только домашний чепец». Мадам де Севинье продолжала фантазировать об эффекте рассеивания праха убийцы:

«Свершилось! Бренвилье уже на небесах. Её худенькое тело после казни бросили в огромный костёр и прах развеяли, и мы могли его вдыхать. Невидимые духи наполнят нас ядом грусти, которая нас всех удивит».
Французский фильм "Маркиза тьмы" 2010 г. Маркиза де Бренвилье — Анна Парийо. Изображение взято из интернета в иллюстративных целях.
Французский фильм "Маркиза тьмы" 2010 г. Маркиза де Бренвилье — Анна Парийо. Изображение взято из интернета в иллюстративных целях.

Какова бы ни была мифическая сила останков виновной маркизы, несомненно, было правдой то, что в 1679 году разразилась мощная драма по поводу отравлений и отравителей, в которой некоторые знаменитые имена были упомянуты отъявленными преступниками, уже находившимися под угрозой смерти.

И на мгновение пепел пронесся рядом с королем с упоминанием имени маркизы де Монтеспан. Так началось временное участие Атенаис, изгнанной из королевской милости, но не из королевского присутствия, в этом чудовищно запутанном деле, известном как Дело о ядах.

Кадр из фильма "Маркиза тьмы" (2010 г. Франция). Маркиза де Бренвилье — Анна Парийо.
Кадр из фильма "Маркиза тьмы" (2010 г. Франция). Маркиза де Бренвилье — Анна Парийо.

Арест Катрин Монвуазен, известной как Ла Вуазен, по подозрению в колдовстве (преступление, караемое смертной казнью) в марте 1679 года стал эффектным началом всего этого. Ла Вуазен поставляла знатным придворным дамам самого разного рода снадобья, и в результате ее метко прозвали «герцогиней среди ведьм». Лафонтен беззаботно подытожил ее различные таланты: хочешь ли ты сохранить любовника или остаться без мужа, ты тотчас же идешь к Ла Вуазен за помощью.

Катрин Монвуазен, известная как Ла Вуазен, продавала все, от духов до зелий и ядов. Автор	 Антуан Куапель (1661–1722). 1680-1682 г. Национальная библиотека Франции.
Катрин Монвуазен, известная как Ла Вуазен, продавала все, от духов до зелий и ядов. Автор Антуан Куапель (1661–1722). 1680-1682 г. Национальная библиотека Франции.

Решением обеих этих досадных проблем могут быть порошки, афродизиаки или, наоборот, и, конечно же, Ла Вуазен поставляла в свое время очень много порошков. Стоял также вопрос о гороскопах, заклинаниях, черной магии и даже о богохульном применении сатанинского обряда, известном как Черная месса.

Современный взгляд на черную магию во всех отношениях был выражен Фюретьером в его Универсальном словаре следующим образом: «Отвратительное искусство, в основе которого лежит вызов дьявольских сил и использование их для осуществления деяний, выходящих за пределы сил природы».

Изображение взято из интернета в иллюстративных целях.
Изображение взято из интернета в иллюстративных целях.

Здесь следует разграничивать различные функции, которые, как предполагалось, выполняла Ла Вуазен. Предоставление афродизиаков, которые могли сработать или нет, было совсем другим делом, чем предоставление ядов. Точно так же визит к Ла Вуазен, чтобы узнать о будущем, например, любовной связи, был безобидным занятием; консультация по поводу гороскопа могла считаться наивной, но вряд ли это было злом (иначе очень многие люди с давних пор и до наших дней должны были бы быть осуждены).

Изображение взято из интернета в иллюстративных целях.
Изображение взято из интернета в иллюстративных целях.

С другой стороны, принять участие в Черной мессе, с использованием человеческого тела в качестве алтаря, с телом и кровью убитого ребенка в качестве таинств, было чем-то настолько кощунственным по меркам семнадцатого века (не говоря уже о его ужасе по любым меркам), что ни один католик не смог бы сделать это без предварительного отвержения от общепринятой религии.

Шабаш ведьм. (1797–1798). Художник Франсиско де Гойя (1746–1828). Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид, Испания.
Шабаш ведьм. (1797–1798). Художник Франсиско де Гойя (1746–1828). Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид, Испания.

Ла Вуазен описывала себя как «практикующего хироманта, изучающего физиогномику» — искусство, которому, по ее словам, она научилась на коленях у своей матери, тоже волшебницы. При аресте она назвала огромное количество подозреваемых и, наконец, через год ее казнили. В результате ее разоблачений был создан трибунал, неофициально, но тем не менее известный как Камера сожжения, под руководством Ла Рейни, начальника полиции.

Габриэль Николя де ла Рейни, генерал-лейтенант полиции. Эстамп. 1690 г.
Габриэль Николя де ла Рейни, генерал-лейтенант полиции. Эстамп. 1690 г.

Он длился до июля 1682 года. Было рассмотрено более четырехсот дел, арестовано более трехсот человек, тридцать четыре человека казнили, еще около тридцати отправлены на галеры или сосланы в ссылку. Преступления варьировались, как и наказания, от отравлений до использования гороскопов — это была буквально охота на ведьм.

Самое интересное, разумеется, впереди. Так что не пропускайте продолжение... Буду благодарен за подписку и комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: