Сын И.В. Джугашвили (Сталина) был той ещё... штучкой. Из письма отца его преподавателю мы можем много о нём узнать интересного: избалован, средних способностей, дикарёнок, лгун, шантажист, нахал (это всё папины оценки). И вот сложилась любопытная и поучительная история с одним из преподавателей этого "дарования".
1. Школа
Василий ходил в 25-ю московскую образцовую школу, в которой учились дети известных актёров и писателей, дипломатов и прочих представителей верхушки (Светлана "Сталина" и Светлана "Молотова"). Классным руководителем у одного из классов была Елена Михайловна Булганина. Здесь получали образование дети почти всей советской партийной и культурной элиты: Серго Берия, Алексей и Степан Микояны, Лев Булганин (сын председателя Моссовета и будущего министра обороны СССР Николая Булганина), Марфа и Дарья Пешковы (внучки Горького), Алексей Туполев (сын авиаконструктора Туполева), Светлана Собинова (дочь оперного певца Леонида Собинова). Председателем родительского комитета была Полина Жемчужина, жена Вячеслава Молотова. Среди учеников было немало детей зарубежных коммунистов: например, Марта Готтвальд, дочь будущего руководителя Чехословакии Клемента Готтвальда, Урсула Лоде (дочь немецкого коммуниста Вильгельма Пика). Детей возили в школу на служебных автомобилях, но высаживали в соседних переулках.
Один из учителей словесности этой школы и зав. учебной частью - Александр Семёнович Толстов был первым среди учителей, награждённых орденом Ленина.
Директором перед войной была Нина Иосафовна Гроза - подруга Крупской и Клары Цеткин.
Мальчик постоянно ругался с учителями, отвечать к доске не ходил, вёл себя безобразно. Начальник охраны Джугашвили (Сталина) Карл Паукер писал вождю: «Хорошо было бы Васю перевести в другую школу… У меня намечена 25-я школа на Пименском пер. (Тверская). Там очень строго, большая дисциплина… В эту же школу можно поместить и Светланку». С 1932 г. оба пошли в 25 школу. Если весной здесь в 3 смены училось почти 2000 учеников, к осени учеников осталось около 1200, а к середине 1930-х гг. - ближе к 800. Сокращение коснулось прежде всего детей рабочих, доля которых упала с 64% до 34%. На эти места пришли дети из семей крупных советских чиновников, дипломатов и военных. В 1932 г. школа получила 195 тысяч рублей от государства и 124 - от газеты «Известия», шефского предприятия школы. На одного школьника тратилось порядка 350 рублей, что примерно в 4-5 раз больше средней нормы в обычных советских школах того времени. 25-я школа получала дополнительную поддержку от фабрики имени Дзержинского, руководства советских профсоюзов, Каляевского завода, районных и городских властей. Кроме того, она зарабатывала 15 тысяч рублей ежегодно на продаже билетов в московскую Консерваторию. В её библиотеке было собрано 12 тысяч томов. Благодаря попечительству наркомздрава, в школе были собственный врач и дантист. Работала отличная столовая (её обеспечивал продуктами Наркомат снабжения), Москомхоз бесплатно уложил асфальт на школьном дворе, Наркомат лёгкой промышленности поставлял школьные принадлежности, а Наркомат лесной промышленности бесплатно предоставил мебель. Зарплата была на 25% выше, чем в обычных школах.
Владимир Мартышин (у которого была семья с 2-мя детьми) преподавал у Василия историю, и вывел ему двойку в четверти. Василий родился в 1921 г., и в 1938 г. ему было 17 лет - возраст 10-го класса. И уже 6 лет он жил без родителей - отец был всё время на работе, мать покончила с собой в 1932 г.
Географию преподавала Вера Александровна Рауш - дворянка и опытный педагог. Она работала учительницей в Вятке с начала XX в. Школьникам запомнилась как строгая аристократка, которая умела увлечь учеников, но строго боролась с любыми нарушениями дисциплины - того же Василия, когда он пытался срывать уроки, она нисколько не боялась и выгоняла из класса.
Римма Мамонтова, одна из выпускниц школы, вспоминала: «Однажды зимой 1938 г. года директор Гроза собрала нас всех на линейку в актовый зал. Мы выстроились в каре, как всегда. Люда [Ходоровская] стояла со мной рядом. Нина Осаповна вышла на сцену с номером газеты «Известия» в руках и прочитала нам заметку. Там говорилось о раскрытии «заговора» врачей, среди которых были и родители Люды. «Врачи арестованы и приговорены к расстрелу. Сегодня в 4 утра приговор приведён в исполнение».
В 1937 г. в прессе началась кампания против «образцовых» школ, и уже в апреле они были отменены. К концу весны Нину Грозу и руководство школы стали обвинять в «коррупции» детей: появились статьи о том, что оценки в школе завышенные, а учителя пестуют инаковость и особенность учеников, отрывая их от народа. Нину Грозу сняли с должности (Толстов покинул школу ещё раньше). Её назначили директором 182-й школы, а 25-я образцовая школа получила номер 175. В конце 1937 г. был арестован Иван Гроза - его обвиняли в сотрудничестве с правой оппозицией и дружбе с Карлом Бауманом. После ареста мужа пришла очередь самой Нины Иосафовны - её отправили в ссылку, из которой вернули в 1941 г., когда потребовалась помощь в эвакуации московских школ.
Новым директором стала Ольга Леонова, учительница младших классов, которую заметил Сталин во время экскурсии учеников в Кремль в 1936 году. По другой версии он был впечатлен её принципиальностью — якобы она вызвала отца Василия Сталина в школу, не поняв, кто его отец. Её карьера резко пошла в гору. Она не только возглавила школу, но и была избрана в Верховный Совет СССР в 1937 году. О Леоновой много писали газеты, превознося её педагогический талант и политическое чутьё. По разным свидетельствам, именно в этот период школа стала ещё более привилегированной, а многие родители, раньше стеснявшиеся показывать своё положение, отринули излишнюю скромность. Детей стали привозить в роскошных автомобилях к зданию школы. Судя по всему, именно с этой директрисой и вышел конфликт.
2. Суть ситуации
Директор школы потребовал исправить оценку, а когда получил отказ, уволил Мартышина с извещением руководства о профнепригодности, а сам в присутствии преподавателя переправил 2 на 4. Мартышина никуда не брали на работу.
Как-то это всё не вяжется с Грозой: Однажды после его очередного «выступления» Нина Гроза вызвала Василия к себе, забрала у него пионерский галстук и сказала, что отправит отцу. Василий испугался, но смог уговорить директора не сообщать ничего отцу.
И он написал письмо папе двоечника, в котором рассказал обстоятельства своего увольнения, а также сообщил руководителю государства, что творится в школе. Мартышин подробно описал нерадивость сына адресата и попустительство педагогов, которые незаслуженно ставят мальчику отличные оценки.
Через пару месяцев ему принесли ответ И.В. Джугашвили (Сталина). Адель Львовна Гольбер - супруга Мартышина очень переживала, не зная, что ответ привезли сотрудники НКВД на машине, ждавшие 2 часа Мартышина. Сотрудники просили не предавать огласке ответ в письме. Письмо хранится в Архиве Президента Российской Федерации (АПРФ) - бывшем Архиве Политбюро ЦК КПСС в виде машинописной копии. (Письмо И. В. Сталина учителю Василия В. В. Мартышину от 15 июня 1938 г. Ф. 45. Оп. 1. Д. 1552. Л. 9. Машинописная копия).
Вернее, лидер написал от руки, а письмо напечатали.
В итоге, Мартышина восстановили в должности.
Кстати, это не единственное письмо, которое папа Василия получал из этой школы. Было и письмо учеников.
Но, Василий тем летом 1938 г. окончил школу, а осенью был зачислен в Качинскую военную авиационную школу, где проучился 2 года на лётчика. В этом плане пожелание вождя Мартышину требовать с Василия построже выглядит запоздалым. Видимо, он не вник особо в смысл письма. Ну, хоть восстановил. И с четвертью не понятно - похоже, уволили учителя в мае, т.е., четверть была последней. Видимо, 2 соседствовала с другими нормальными оценками и не влияла на годовую, или снизила её максимум до 3. Или в 3-й четверти (март) - а там понятно, что учитель провёл апрель и май в поисках работы. Этот вариант выглядит логичнее.
На радостях Мартышин обзавёлся продолжением семейства: 7 марта 1937 г. в семье Мартышиных родился Орест - советский и российский правовед, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина.
Информация стала известна после публикации в «Учительской газете», №17 в 1991 г.
А Василия "Сталина" не раз награждали за боевые подвиги.
Подведём итоги: несмотря на столь слащавый ответ вождя, на судьбу его сына это никак не повлияло. Более того, ситуация сложилась уже на уходе его из школы. А, вот судьба Василия была незавидной: через 3 недели после кончины отца он ослушался приказа министра обороны Николая Булганина. За это его сослали в дальний округ, уволив с поста генерал-лейтенанта в запас. А еще через месяц арестовали за клевету на советскую власть. 6 лет Василий просидел в тюрьме, серьёзно ослабив здоровье. В январе 1960 г. Хрущёв подписал ходатайство об его освобождении. Он много пил, оказался виновником аварии и снова на год был отправлен в тюрьму. Он умер в 40 лет от отравления алкоголем.
Бонус для дочитавших: видео с внучкой вождя всех народов, живущей в США. Вот где природа реально отдохнула, не чета предкам.
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.
Автор: Глеб Алексушин