Иногда для путешествия совсем необязательно куда-то ехать. Достаточно настроения и фантазии. Особенно когда на улице холодно и выходить из дома совсем не хочется. Сегодня мы окунемся в атмосферу 1924 года, во времена событий описанных Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в его повести "Собачье сердце".
1924 год - время НЭПа в молодой Советской России. Эпоха вернувшая на время предпринимательство и, как следствие, элементы дореволюционного быта. В ресторанах растет количество посетителей, кинопрокат завоевал Чарли Чаплин, появляются романсы на старинный манер: "Только раз бывает в жизни..", "Дорогой длинною..". В самом расцвете творчество Фёдора Ивановича Шаляпина.
Можно включить что-то из вышеперечисленного для прослушивания или просмотра. Для чтения хорошо подойдет произведение Владимира Алексеевича Гиляровского "Москва и москвичи", а так же упомянутая выше повесть "Собачье сердце" - благодаря которой появилась эта статья.
Мы не первые, кто пробует повторить эту, уже знаменитую, закуску профессора Преображенского. Но одно дело узнать и посмотреть, и совсем другое - попробовать сделать самостоятельно. Итак, наш опыт!:)
Повесть "Собачье сердце" и горячая закуска профессора Преображенского
Обратимся к повести "Собачье сердце". Цитата:
На разрисованных райскими цветами тарелках с черною широкой каймой лежала тонкими ломтиками нарезанная семга, маринованные угри. На тяжелой доске кусок сыру в слезах, и в серебряной кадушке, обложенной снегом, – икра. Меж тарелками несколько тоненьких рюмочек и три хрустальных графинчика с разноцветными водками. Все эти предметы помещались на маленьком мраморном столике, уютно присоседившемся у громадного резного дуба буфета, изрыгавшего пучки стеклянного и серебряного света.
Три хрустальных графинчика с разноцветными водками.
Зачем красили водку? Для красоты. Использовали натуральные красители: шафран, петрушку и прочие. Чтобы отличать водку. Водка на стол подавалась в графинах, водка была разной, например Русской и Английской, а графины могли быть одинаковыми, так что отличали по цвету.
Мы решили повторить опыт с окраской. Правда, почитав оригинальные рецепты, поняли, что это очень долго, а хочется быстро. Решили окрасить при помощи конфет и мармелада. Для дегустации рецепта нам потребуется совсем небольшое количество напитка, поэтому роль "Трёх хрустальных графинов" мы отвели трем небольшим стеклянным стаканчикам.
Налили в них водки (правда одной и той же), добавили разноцветных конфет и мармеладок, накрыли пищевой пленкой и оставили на час.
Спустя час результат был достигнут. Правда, помимо цвета, напиток приобрёл характерный карамельный привкус. Но это не омрачило эксперимент:)
Справедливости ради, судя по тексту диалога в повести, именно с этой закуской они пили русскую водку, и она была в графине прозрачной.
– Сюда их! – хищно скомандовал Филипп Филиппович. – Доктор Борменталь, умоляю вас, оставьте икру в покое. И если хотите послушаться доброго совета, налейте не английской, а обыкновенной русской водки.
Красавец-тяпнутый – он был уже без халата, в приличном черном костюме – передернул широкими плечами, вежливо ухмыльнулся и налил прозрачной.
Разноцветный напиток готов.
Переходим к приготовлению закуски.
– И я того же мнения, – добавил Филипп Филиппович и вышвырнул одним комком содержимое рюмки себе в горло, – э... мм... доктор Борменталь, умоляю вас: мгновенно эту штучку, и если вы скажете, что это плохо, я ваш кровный враг на всю жизнь. «От Севильи до Гренады!..»
С этими словами он подцепил на лапчатую серебряную вилку что-то похожее на маленький темный хлебик. Укушенный последовал его примеру. Глаза Филиппа Филипповича засветились.
– Это плохо? – жуя, спрашивал Филипп Филиппович. – Плохо? Вы ответьте, уважаемый доктор.
– Это бесподобно, – искренне ответил тяпнутый.
– Еще бы... Заметьте, Иван Арнольдович: холодными закусками и супом закусывают только не дорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими. А из горячих московских закусок – это первая. Когда-то их великолепно приготовляли в Славянском Базаре.
Маленький темный хлебик.
Очень любопытно, что же это за "Московская горячая закуска" из шикарного ресторана Москвы у профессора на обеденном столе.
В фильме, герои этого диалога закусывают чем-то из кокотниц.
На просторах интернета проведено множество расследований, в которых аргументированно предположено, что это был костный мозг на маленьких кусочках обжаренного на сливочном масле хлеба, приправленного зеленым луком, солью и перцем.
Рецепт горячей закуски профессора Преображенского из костного мозга
Нам удалось в одном из мясных магазинчиков нашего города найти мозговые кости. Нам их даже порубили. Поставили вариться, на час-полтора.
Хлеб мы взяли двух видов, обычный ржаной и бородинский, для ассортимента. Судя по тексту диалога, закуска должна помещаться на вилке и отправляться в рот целиком, сразу за "комком" водки. На один укус.
Крутоны мы формировали сеточкой от термоса, ничего более подходящего по размеру не нашлось.
Сделали углубления в хлебиках и обжарили на сливочном масле.
Затем добавили горячий костный мозг, посыпали мелко нарезанным зеленым луком, посолили и поперчили.
Помещается на вилку.
Впечатление. Это очень вкусно. Это не "Вау", это просто очень вкусно. Хочется ещё. Смели мгновенно. Будем делать еще. Пробовали закусить в горячем виде, странные обжигающие ощущения. Пробовали в теплом - то что надо, очень хорошо!
Мы чудесно провели день в подготовке и вечер в готовке, смотрели кусочки фильмов, искали музыку, читали статьи и выдержки из книг. Эмоций на неделю вперед:) Желаем вам интересного времяпрепровождения!
До новых встреч!