На съезде были избраны новые составы руководящих органов, а также Си Цзиньпина избран на третий срок на должность генерального секретаря ЦК КПК, по-сути, главы государства. Хотя это идет вразрез со сложившейся политической традицией, переизбрание было аргументировано необходимостью сохранения устойчивости и преемственности политики КПК и Китая в условиях быстро меняющего миропорядка. Это, если не вдаваться в детали внутрикитайской политики.
Для логистического бизнеса это означает, что Китай продолжит реализовывать инициативу по международному торговому и транспортному сотрудничеству "Один пояс - один путь" ("Пояс и путь"), инициатором которой в 2013 году выступил Си Цзиньпин. Проект ставит своей целью активизацию международных многосторонних торгово-инвестиционных проектов с участием как можно большего числа стран и использованием китайского, а также зарубежного капитала. К ней уже присоединились более 140 стран и порядка 30 международных организаций.
И хотя, эта инициатива не значилась в повестке съезда, однако в дни съезда официальный представитель ЦК КПК сделал заявление о том, что высшее руководство КНР будет содействовать повышению эффективности международного сотрудничества при реализации инициативы "Один пояс - один путь" (ОПОП). Он подчеркнул, что инициатива "пользуется широкой международной поддержкой" и стала "важной практической платформой для формирования человеческого сообщества с единой судьбой" и заявил, что масштабы торговли между странами, вовлеченными во взаимодействие по линии "Пояса и пути", исчисляются триллионами долларов.
Для примера возьмем флагманский проект ОПОП в Восточной Европе - строительство скоростной железной дороги между Будапештом и Белградом, которую осуществляет China Railway, а финансирует Exim Bank
Сумма кредитного договора Китая с Венгрией составляет $2,1 млрд на 20 лет по ставке 2,5% при стоимости венгерского участка протяженностью 160 км в $3,5 млрд. Таким образом, китайское финансирование составляет 85% стоимости проекта. Сербский участок 142 км также финансируется Китаем, кстати, часть участка ж\д строился «РЖД Интернешнл».
После запуска дороги в 2025 г. (перенесли с 2022 г.) из Будапешта в Белград можно будет всего за 3 часа (сейчас путь составляет около девяти). Столица Венгрии станет важным хабом нового Шелкового пути, а потребители Восточной Европы будут получать товары из Китая через греческий порт Пирей, контрольным пакетом акций которого также владеет Пекин.
Очевидно, что ОПОП стал своего рода «зонтиком» для многочисленных торговых, инфраструктурных и инвестиционных проектов, которые с одной стороны обеспечивают конкурентные преимущества Китая в мировой торговле, но также и являются инструментом реализации концепции глобализации и свободной торговли, основанной на принципах win-win. Поэтому, так важно, что при сохранении руководства Китая, реализация этого масштабного проекта будет продолжено.
Хотя, на Западе все чаще говорят о геополитическом характере ОПОП и необходимости его ограничения. Но это, как говорится, другая история, к которой мы вернемся.
#спецоперация #россиякитай #геополитика #китай