Это, наверное, самая откровенная личная история из тех, что я писал здесь.
В кратком изложении мой ответ «никак». Тем, кому этого ответа достаточно, можно этот длинный текст из нескольких частей не читать. Остальные должны приготовить себя к нескольким кейсам из мой личной жизни и практики преподавателя.
ЧАСТЬ 1. ИЛЛЮЗИЯ, НАВЯЗАННАЯ МОИМИ РОДИТЕЛЯМИ
Моя покойная матушка была властной, что в современном понимании называется «абьюзер». Естественно, что ее стиль воспитания базировался на принципе «одного пряника и пяти кнутов».
Отмечая мои успехи в учебе в школе, она подчеркивала значимость «пяти кнутов». Любым своим знакомым, которые имели детей не столь расположенных к учебе, она повторяла значимость порки детской задницы с периодичностью 2-3 раза в месяц.
Помню, что многие понимающие жизнь чуть тоньше, чем моя мама, пытались донести до нее идею, что не ее порка так хороша, а сын просто вполне готов принимать правила школы и объема задаваемых уроков.
Гордыня мамы бунтовала против этой мысли, поэтому она снова и снова при первой же моей оплошности в школе убеждала себя в обратном, не буду его жестко контролировать – скатится.
Естественно, что мое мировоззрение к 20 годам сформировалось в парадигме, что любой ученик без жесткого контроля не может самостоятельно решать свои проблемы.
Поэтому будучи репетитором я жестко требовал от родителей контроля за исполнением домашнего задания их детьми. На какой-то период это давало результат.
Ученик поступал. Но! Дальше все становилось очевидным, что удержать его от вылета много сложнее, чем запихнуть в Университет.
Избавление от иллюзии способности взрослых влиять на результат своего ребенка началось, но до полного избавления от иллюзий, надо было пройти еще многое.
ЧАСТЬ 2. МОЙ ДВОЮРОДНЫЙ БРАТ
Полным антиподом меня в моей семье был сын родной сестры моего отца. Если я был открытым и как мне казалось умным ребенком, брат был замкнутым и не особо общительным.
В детстве я с удовольствием по требованию взрослых декларировал со стула стихи. Забегая вперед, скажу, если сегодня кто-то из окружения пытается моих детей принудить к такому процессу, я одним взглядом могу испепелить автора такой просьбы.
Брат мой противостоял всему, что касалось обучения. Главным субъектом его противостояния была моя мама, которая естественно говорила о не допоротости моего брата.
Надо отметить, что моя тетя блестяще училась в школе и закончила Экономический факультет МГУ, а ее муж биофак МГУ. Разница была лишь в том, что тетя, как и мой отец имела от природы способность принимать жизнь в естественном ее течении. Ее муж наоборот занимал позицию моей мамы поэтому пытался исправить брата.
Мои детские представления, что я умнее брата, если учусь в школе на пятерки, рухнули в 11 лет, брату было 10. У нашей общей бабушки сломался цветной телевизор ТЕМП. Естественно мой отец как инженер электронщик открыл схему к телевизору и решил разобраться какой из блоков является причиной поломки.
Зашел брат:
- Дядя, Саша, что опять телевизор у бабушки не работает?
- Да, вот сижу.
- Я знаю в чем причина. Причина в этой плате, дайте паяльник. Тут видите обрыв на плате? Вот это место надо пропаять и будет работать.
Видели вы бы лицо моей мамы.
В 16 лет 1993 году брат бросил школу, первые его места работы были автосервис и автомойка. В 1995 году у него был свой магазин на рынке в Лужниках. В 19 лет ему официально предложили стать диллером компании Gillette.
Все эти годы муж моей тети внушал брату, что он ничтожество, если не может писать без ошибок школьное сочинение. А если так, что его удел алкоголизм и наркомания.
Когда в 1995 году брат зарабатывал на уровне суммарного дохода всей своей семьи конфликт лишь усилился. Вместо поддержки альянс бабушек, моей мамы и его папы насаждали брату идею, что его успех временный, последует провал и он конченное ничтожество.
В 1998 году в кризис у брата бизнес провалился, но он не унывал и пошел работать на друга, который открыл пункт видеопроката. А так как работал он ответственно, то хозяйка магазина, где арендовал площадь видеопрокат, подошла к брату и предложила:
- Что ты тут только на зарплате, давай я выкуплю у твоего друга бездельника этот видеосалон и возьму тебя в долю.
Как можно понять из рассказа, брат от природы имел целый список талантов, которые не вписывались в понимание окружающих, которые полагали, что единственный путь к успеху в жизни это школьный аттестат с пятерками и корка ВУЗа.
ЧАСТЬ 3. ПЕЧАЛЬНЫЙ ФИНАЛ МОЕГО БРАТА
В 1998 году мы стали жить с братом в квартире бабушки. Компьютеры брат собирал с завязанными глазами. Ему надоело сидеть в видеосалоне. Он спросил у меня, что можно делать? И как сделать так, чтобы отец от него с институтом отстал. Я позвонил знакомому и спросил не нужен ли в рекламном агентстве верстальщик, так как брат от скуки в видеосалоне не сидел смотрел фильмы, а изучал графические редакторы.
Ему дали тестовую работу сделать рекламный модуль для рекламы подсолнечного масла Олейна для оптовых газет в региональной прессе. До 2002 года в любой оптовой газете любого города масло рекламировалось как «живая бутылка», вместо крышки которой была белая бейсболка. Этот модуль в качестве конкурсной работа в рекламное агентство за ночь придумал брат.
Я уговорил брата получить школьный аттестат. Нашел ему экстернат. И весной 2000 он легко его получил. Осенью 2000 он поступил в платный институт, который легко мог оплачивать из своей зарплаты. На первом курсе у брата по высшей математике возникли вопросы. Так как я был для него не авторитетом, то попросил другого преподавателя подтянуть его. Видели бы вы лицо препода, который пришел ко мне с фразой: «Я первый раз в своей жизни вижу, чтобы парень с одного занятия врубился в теорию пределов.»
И тут все опять обосрал папа брата. Он стал говорить, что брат опять несерьезен. Либо учеба, либо работа. Не способен его сын и учиться и работать одновременно. Случился очередной скандал. В результате чего брат уходит из рекламного агентства и замыкается в себе.
Через 3 года он первый раз попал в больницу с диагнозом «шизофрения». Сейчас в 2022 это полный инвалид. Но все психологи и психиатры, к которым мы обращались, твердили одно: конфликт с отцом с детства стал толчком развития тяжелой формы.
ЧАСТЬ 4. МОЙ УЧИТЕЛЬ
Старший сын моей супруги был послан мне как окончательный разрушитель моей иллюзии, что мы можем заставить кого-то учиться.
Забегая вперед. Сегодня у нас с ним прекрасные отношения, он работает с 16 лет в нашей компании и не замечен во всех тяжких.
Когда он пошел в школу, то затягивать не стал, уже на третьей неделе в первом классе принес авоську двоек.
Естественно, что мы с супругой попали тут же на ковер к учителю. Где нам тут же стали прививать чувство вины. Что мы никчемные родители и ничего не можем.
Во втором классе мы были завсегдатаями кабинета «детского психолога», где нам поясняли, как мы должны влиять на процесс.
Ок. Расскажу вам просто один случай, чтобы понять масштабы сопротивления. Мы как раз были на даче у моей удивительно мудрой тети. Сыну супруги надо было прочитать текст для школы и пересказать. Было поставлено простое условие: читаешь, пересказываешь, свободен. 8 (!) часов он держал оборону. 5(!) попыток пересказа, он просто не читал текст и брал нас измором. На 8 часу мы сломались. Но! Самое, главное, сломалась даже тетя.
Вот так мы учились примерно до 5 класса. Где неожиданно я нашел ход. Я отчислил его из школы. Вернее так, я сказал, что в школу он может больше не ходить, идет со мной работать. Вся компания до сих пор помнит этот момент. Он целый день сидел в бухгалтерии и раскладывал по конвертам счета фактуры для отправки на почту.
Когда он был в 7 классе наш младший сын пошел в первый класс. Он не просто любил учиться, а с 4(!) лет освоил чтение и 7 годам бегло читал и писал. Поэтому он пошел в он-лайн школу, где работал замечательный детский психолог. Так на прием мы приехали и со старшим.
Впервые в жизни нам не прививали чувство вины за то, что мы не заставляем старшего учиться. Наоборот, нас попросили пустить все на самотек:
- Отстаньте от него, забейте. Как учится, так и учится.
К 9 классу он сам почувствовал потребность в переменах и дал своего согласие на переход в он-лайн школу.
В 10 классе он вышел работать, одновременно учась в он-лайн школе. Первую свою сделку с недвижимостью провел в 18 лет. Дважды поступал в институт и уходил оттуда с вердиктом: «Какой смысл мне слушать юриста, который несет глупость об юридической практике, я же вижу уже три года как работает на практике то, что он объясняет в теории. Какой смысл мне слушать бухгалтера, если я вижу как строится бизнес моей мамы изнутри и какие законы не работают».
Ему сейчас 20 лет. Он стал для меня учителем, который научил меня простой идее:
Классически учиться будет тот, кому это нравится и подходит. Остальные просто смиряются с требованиями социума и подвергают себя добровольно насилию в угоду общественному мнению.
ЧАСТЬ 5. ПСИХОЛОГ
В 99% психолог нужен не ребенку, а родителям. Мы должны избавляться от следующего:
- Сверхспособности. Это когда мы полагаем, что можем и обязаны влиять на наших детей так, чтобы вылепить из них личность более сильную, чем мы сами. Мы не можем повлиять на наших детей никак. Не захочет учиться, не будет это делать.
- Собственные провалы детства мы пытаемся исправить в наших детях. Это же наше потомство!! Поэтому, если в детстве я плохо пел, то сын пойдет петь. Если я плохо бегал, то сын станет супербегуном. Оставьте свои детские травмы от собственной неполноценности в кабинете психолога.
- Чувство долга. Мы должны подготовить личность. А он должен стать личностью. НИЧЕГО!! НИЧЕГО!!! Ни мы не должны, ни дети нам не должны.
- Чувство вины. Сад, школа, спортивные секции и кружки – идеальный места, где родителям прививают чувство вины за недостатки детей. Опять идем в кабинет психолога и убираем это.
- Штампы в башке. Учеба – это диплом. Диплом – это карьера. Карьера – это успех. Ничего из этой цепочки совковых представлений о реальности не работает.
- Страх, что наш ребенок «умрет под забором». Это травма для ребенка! Вы прививаете ему комплекс неполноценности, который во взрослом возрасте может привести к сумасшествию.
Поэтому идите к психологу бегом, если вы считаете:
- что вы недостаточно делаете для своих детей;
- что вы виноваты в неуспехе в учебе;
- что у вас не хватает сил заставить его учиться;
- что ваш ребенок в итоге «умрет под забором».
Помощь нужна вам, а не детям! Отстаньте от детей. Я отстал от младших вовсе. Два в школе? Бывает. Жалуется тренер? Бывает. Лень? Бывает, мне тоже много чего лень.
Но! Чтобы вы понимали. Сентябрь 2021 года в отеле в октябре, идем по территории, смотрим, наш сын сидит под деревом с планшетом.
- Ты с ума сошел, на улице прекрасная погода! А ты в планшет уткнулся!
- Это вы сошли с ума орать мне в Zoom! У меня урок английского с учителем.
Мы ушли красные как раки от стыда. Стыда в том, что мы полезли опять в процесс.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи!
Понравилась статья — ставьте лайки.