«Что не по-его - падает на пол, плачет»
«Не слушает, смеется и делает по своему»
«Отказывается купаться/спать/идти на улицу»
С такими запросами приходят мамы ко мне на консультации.
Можно купить ребенку самые дорогие игрушки, создать Монтессори-среду, но это не будет работать, если не выстроены границы. Нечеткие границы всегда = истерики и капризы у малышей + потрепанные нервы мамы и папы.
Три примера, когда ребёнку плохо от отсутствия границ:
1️⃣ Когда мама и папа от ребенка 1.5-3х лет ждут, что он будет делать так, как сказал взрослый.
Пример:
Ребенок регулярно убегает на улице, а родители его догоняют. И в который раз объясняют: «На улице убегать нельзя», «Я же тебе говорила, что это опасно!». Убегания становятся нормой: когда не хочется одеваться/купаться и т.д. (развлечением!). Малыш в такой ситуации становится как будто «главным» (я задаю правила игры: я убегаю, меня догоняют). Быть «главным» - непосильная ноша для такого маленького ребенка.
Что делать:
Озвучивать последствие (не наказание! а последствие) спокойным голосом: «Если ты будешь убегать, мне придется держать тебя за руку до конца прогулки». И важно: держать свое слово, а не отпускать малыша через 3 минуты (это точно спровоцирует повторное убегание).
2️⃣ Когда малыш должен принимать взрослые решения.
Пример:
Мама понимает, что ребенок устал, и пора уходить с прогулки домой. Но он сопротивляется, ноет. И мама позволяет ему еще погулять. Очень часто заканчивается такая история слезами, потому что слезы для ребенка стали прекрасным инструментом для получения желаемого.
Ребенок в 1.5-3 года не может принять решение, что ему пора уходить. Это выбор взрослого (как и то, что ребенку пора спать, есть, купаться и т.д.).
Мама или папа сообщают малышу о том, ЧТО ему сделать. И дают выбор, КАК это сделать. Это и есть четкие границы = свобода в заданных рамках для детей до 3х лет. Подробнее о том, как быть, когда ребенку пора уходить с прогулки, а он не хочет, здесь.
3️⃣Когда взрослый озвучивает правило, а сам ему не следует.
Пример:
В семье есть правило: «Кушаем сладкое только после основного блюда». На прогулке ребенок очень проголодался, капризничает и просит печенье. На хлебцы, предложенные мамой или папой, не соглашается. В итоге взрослый сдается и дает малышу печенье.
Итог: вас ожидают бесконечные проверки на «прочность». Такие ситуации расшатывают психику ребенка. Ему нужен надежный взрослый, который ВСЕГДА ДЕЛАЕТ ТО, ЧТО ГОВОРИТ.
Как быть в такой ситуации: «Друг, я понимаю, что ты очень хочешь печенье. Помнишь, что мы сладкое едим только после обеда? Выбирай - ты будешь хлебец или подождешь, пока пообедаем?»
Здесь пишу о причинах истерик у малышей в 1.5-3 года.